LTRS⠀⠀ ⠀ ⠀⠀ ⠀
Интервью⠀⠀ ⠀ ⠀
Kate NV: поп-музыка, кошки и неудачи
интервью
Джейн Пенни
13 февраля 2021
фотография
Павел Клинг
текст
Рома Павлов
В ноябре на сайте Deep Cuts вышло моё интервью с солисткой группы TOPS, Джейн Пенни. Готовясь к разговору и читая её прошлые интервью, я заметил интересную деталь – каждый раз, когда её просили порекомендовать новую музыку, она говорила о Kate NV, сольном проекте Кати Шилоносовой, известной также по группам ГШ и Decisive Pink.
В прошлом году Катя выпустила альбом «Room For The Moon», укрепивший её статус международной артистки – о пластинке написали многие издания, от The Guardian до i-D, а Pitchfork и Stereogum добавили его в свои итоги года и назвали одним из лучших альбомов 2020-го. Да и физическую копию релиза легче приобрести на Amazon или на полках американского Target, чем в российских музыкальных магазинах.
Обложка альбома «Room For The Moon»
В общем, ситуация сложилась идеально для того, чтобы предложить Джейн взять интервью у Кати. Именно так я и сделал.

В начале декабря они связались через Google Docs и поговорили о понятии поп-музыки, котах и том, какую странную платформу для переписки они выбрали.
Рома:
Вообще я записала очень много вопросов, когда только начинала готовиться к этому интервью, но в последние два дня решила собрать побольше информации и нашла много интервью с тобой на YouTube, посмотрев которые я узнала ответы почти на все свои вопросы. Так что это скорее будет публичной беседой!

Мой первый вопрос будет о создании поп-музыки. Я была удивлена, узнав о твоей работе с ГШ и разными экспериментальными оркестрами. Было ли что-то бунтарское в том, чтобы после этого начать делать поп-альбомы? Когда ты вообще решила заняться поп-музыкой?
Джейн:
Боже, я даже не знала что на YouTube есть много интервью со мной... Надеюсь, они нормальные.

На самом деле я не думаю о ГШ как о рок-рок-группе. Для меня это тоже поп. Просто в его основе лежит немного другой подход. Думаю, можно сказать, что как Kate NV я исследую воображаемые миры, а с ГШ мы исследуем абсурдность нашей реальности. В обоих проектах мы пытаемся делать поп, но, думаю, у нас не очень получается. Я могу писать с кучей ошибок, заранее извиняюсь!
Катя:
Не волнуйся! Это ведь всё равно потом переведут на русский, так что никто не узнает!

Я отлично понимаю то, что ты говоришь о ГШ, я чувствую то же самое с моей группой TOPS. Мы пытаемся делать поп, но почти всегда что-то выходит не так, и эти неудачные попытки в каком-то смысле стали главной характеристикой нашего звучания.

Что касается воображаемых миров, которые ты исследуешь как Kate NV, то мне любопытна визуальная айдентика проекта. Я говорю о клоунской эстетике и театральности твоих клипов, всегда ли ты была заинтересована в этом или придумала этого персонажа и визуальные акценты исключительно для проекта?
Джейн:
Отлично тебя понимаю насчёт неудач [в попытках написания поп-музыки]. Мне кажется, они играют большую часть в моей музыке. Особенно это важно, когда только начинаешь и ищешь свой собственный музыкальный язык. Ты пытаешься быть похожим на кого-то и ошибаешься в процессе — это как раз то, где проявляешься реальный ты.

На самом деле я не знаю, почему люблю эту театрально-клоунскую эстетику. Наверное, это пришло из моего детства и советских фильмов. Для этого альбома я просто начала представлять разных персонажей для клипов и они просто появлялись в голове совершенно случайно. Почти так же я делаю музыку. Я буквально ничем не занимаюсь и идеи сами приходят ко мне. Знаешь, как кошка (смеётся), но, думаю, как у артиста у меня много схожего с мимами. Я визуализирую свою музыку движениями на сцене и всегда пытаюсь рассказать историю.
Катя:
Я часто замечаю как определенные темы или определенный визуальный стиль возникают в работах музыкантов бессознательно, и способность идентифицировать это вдохновение действительно выводит визуальный мир музыканта на новый уровень. Я действительно впечатлена тем, как ты смогла распознать эти темы и использовать их новыми и интересными способами от клипа к клипу.

Возвращаясь к неудачам в музыке: для меня мои ошибки это также мои лучшие идеи! Ошибки, и в то же время бессознательное самовыражение. Например, прогрессии аккордов, которыми я больше всего горжусь, часто появлялись когда я записывала свои импровизации дома, и вдруг я просто играла их из ниоткуда, а они выходят гораздо сложнее и эмоциональнее, чем когда я сижу и действительно пытаюсь написать интересные аккорды.
Джейн:
Так у меня происходит, когда у меня изначально есть определённая идея, потому что это очень сильно давит, ведь тебе нужно построить всё вокруг неё. Иногда это работает, но большую часть времени я просто даю музыке делать своё дело. Мне кажется, это естественнее и честнее. Я люблю ошибки, это возможность узнать что-то новое о себе.
Это как импровизация с другими людьми – ты внимательно слушаешь и работаешь с чем-то незапланированным. Та же история когда я одна сама с собой, но в то же время с музыкой. И лучшее в этот момент — это позволить всему произойти, это показывает тебя намного больше. Как диалог.
Катя:
Моя подруга музыкантка однажды дала мне совет по созданию музыки: она сказала, что вдохновение можно представить в виде красивой женщины. И каждый день или ночь ты накрываешь стол, ставишь на него цветы, зажигаешь свечи, то есть сидишь в своей студии с инструментами и стараешься ухаживать за ней, уговорить ее прийти. Она очень избирательна и не будет приходить каждую ночь, ей нужны доказательства твоей преданности. Я думаю об этом, когда у меня не получается что-то написать.
Джейн:
Звучит очень красиво! Иногда я сравниваю написание музыки с рыбалкой. Иногда приходишь, а там ничего и нет. Но у тебя все ещё есть момент, когда ты можешь просто наслаждаться видом, не поймав ни одной рыбы. Поэтому тебе просто нужно принять происходящее таким, какое оно есть.
Особенно когда импровизируешь на сцене. Потому что есть давление и необходимость что-то придумать на месте. Музыка многому меня научила.

Я всё время учусь, особенно сейчас. Этот год был действительно тяжелым для всех, и сейчас я учусь не винить себя слишком сильно за то, что не всегда что-то делаю и не так много как хотелось бы.

И да, она очень избирательна, как кошка.
Катя:
Да, в точности как кошка! Как когда она царапает тебя из-за того, что ты слишком долго её гладишь. Один из моих самых больших уроков в создании музыки — предвидеть разочарование от неудавшейся песни. Когда я начинала делать трек и он шёл очень хорошо, или я просто была полна вдохновения, потом была очень разочарована, когда возвращалась к нему, и он не был самой невероятной вещью на свете. Теперь я знаю, что часть волшебной пыли исчезнет, и с нетерпением этого жду, чтобы услышать музыку такой, какая она есть на самом деле. Думаю, что добраться до завершающей стадии песни труднее всего.
Джейн:
Интересно. У меня очень много недоделанных проектов на моём ноутбуке, песен или треков. И я понимаю, что сейчас ещё просто не пришло время для того, чтобы их закончить. Я часто начинаю ковыряться в них и начинаю работать над тем треком, который мне нравится на тот момент. Думаю, это сильно мне помогает. Это как (а вот и ещё одно сравнение) с цветами. Некоторым из них нужно больше времени, чтобы расцвести. Иногда появляется чувство, будто у меня есть маленький сад и я просто слежу за их ростом. Так и вышло с этим альбомом — некоторые песни очень-очень старые. Были моменты, когда я просто понятия не имела, что с ними делать. У меня просто было несколько набросков, которые мне нравились, и всё. Так что я оставила их на какое-то время и просто ждала. Вот поэтому я полюбила просматривать свои старые проекты. Потому что иногда ты можешь доделать то, что старый ты начал пару лет назад. Ну и это помогло мне не расстраиваться из-за многих вещей, я просто всегда держу в голове, что всему своё время.
Катя:
Да, точно. Очень важно быть терпеливым, и интересно как песни могут измениться спустя столько времени. Какую программу ты используешь для создания музыки? Много используешь сэмплов или ты записываешь настоящие драм-машины, синтезаторы и так далее? Очень хочу узнать как выглядит твой домашний сетап!
Джейн:
Мой сетап очень скучный. У меня есть ноутбук и я использую Ableton (потому что он очень дружелюбный к пользователю) и много моих синтезаторов. И иногда я одалживаю их у своих друзей.

У меня особо нет драм-машин, но есть очень много сэмплов, собранных моим другом барабанщиком, так что они все звучат хорошо.
У меня есть моя гитара и ещё мой друг, который играет на гитаре в ГШ, также хорошо играет на басу, так что он часто придумывает классные партии, потому что бас ему не так привычен и он не использует те приемы, которые отработал, играя на обычной гитаре. Он записал большую часть бас-партий на альбоме.

И я использовала сэмплы из классного сэмпл-пака, сделанного моими друзьями. Broken Instruments Orchestra или что-то в этом духе. Думаю, ты ещё можешь скачать его бесплатно. Это пак, для которого использовали различные сломанные инструменты. Это звучит очень забавно местами, но мне очень нравится.
Катя:
Звучит как потрясающий сетап! Я не большая фанатка оборудования, с тех пор как я переехала в Берлин из Канады, я просто использую midi-клавиатуру и мой ноутбук с Logic X. Так что у меня на компьютере сотни звуков, но нет таких аналоговых синтезаторов, которые бы звучали как те, с которыми я полюбила писать музыку с синтезаторами. Когда ты пишешь свои барабанные партии, ты наигрываешь их на клавиатуре или midi или просто прописываешь их? Это вопрос чисто для меня, это очень по-задротски, но я влюбилась в звучание твоих ударных, и качество сэмплов, когда слушала твой альбом.
Джейн:
Спасибо! Я, на самом деле, просто использую один простой midi-секвенсор, он стандартный в Ableton, называется Impulse и я просто использую свой ноутбук с 7 клавишами (они мне и заменяют обычную миди клавиатуру). Я закидываю пару сэмплов и просто играю. У меня есть 2 или 3 дорожки с Impulse (зависит от моих задач в конкретном треке, например, обычно я делаю отдельную дорожку для перкуссии, потому что так будет легче сводить всё это), так что да, я просто использую клавиатуру своего ноутбука.
Катя:
Это потрясающе! Я думаю всё, что может записать реальную живую игру, прекрасно справляется с этой работой, если есть такая необходимость. У меня есть друг, который использовал клавиатуру своего ноутбука для написания аккордов и компьютерный динамик для записи вокала и сделал несколько отличных песен таким образом.

Возвращаясь к твоему другу из ГШ, который записал бас для твоего альбома — каково было вовлекать других людей в процесс уже после того, как ты провела так много времени в личном пространстве своей комнаты с этими песнями? Невероятно, как идеи других людей идеально сочетаются с существующими элементами. Особенно меня впечатлило, как саксофонные партии вписываются в ритмическую структуру музыки. Трудно представить как она звучала до того, как они появились.
Джейн:
Спасибо! С моим напарником по ГШ это всегда очень просто потому что мы знакомы много лет и он буквально единственный человек, понимающий все референсы сразу. У нас очень похожее чувство музыки. Так что иногда мы можем просто встретиться дома или на нашей студии, где мы репетируем и случайно записать что-нибудь. С некоторыми треками я могла просто начать играть аккорды и говорить, что я хочу услышать, но на самом деле он понимал всё без объяснений. Я рада, что у меня в жизни есть такой классный человек. Со саксофоном было немного иначе, но я должна сказать, что когда ты встречаешь кого-то, у кого похожие взгляды и вкусы, очень легко делать музыку вместе. Это происходит очень естественно. Но ещё я должна сказать, что саксофон на «Plans» — это нарезанный и растянутый сэмпл из того пака со сломанными инструментами. Иногда я открываю свои очень старые наброски, где есть только бас и пара синтезаторов и у меня нет ни малейшего понятия, как это это превратилось в то, как он звучит на альбоме. Так было, к примеру, с треком «Telefon».
Катя:
Я теперь тоже хочу покопаться в своих старых набросках! И рада узнать пару секретов о твоих песнях, «Plans» сейчас моя любимая на альбоме.

Не могу не согласиться насчёт людей со схожим чувством музыки, это правда очень важно! Но в то же время мне нравится, как разные подходы могут создать что-то более уникальное.

Хотела снова спросить тебя о твоих клипах, потому что они тоже выглядят как продукт коллаборации, то есть они выглядят очень профессионально, но в то же время они все вписываются в твой мир. Как выглядит весь процесс от концепта до монтажа? Ты работаешь с одной командой над несколькими клипами?

И ещё один вопрос по этой теме — ты всегда танцуешь и двигаешься на своих выступлениях так же как в клипах или это что-то, что ты делаешь только когда выступаешь сольно?
Джейн:
Я понимаю о чём ты говоришь [говоря о разных подходах]! Да, это очень важно — стараться мыслить шире. Иногда, когда всё слишком ровно, ты будто что-то теряешь. Я не знаю как объяснить, но да, круто пробовать работать с разными людьми и дать всему идти своим чередом. С ошибками!

А насчёт клипов — мы сняли три видео вместе с отличной командой в Москве. В августе 2019 (да, очень давно) мы сняли клипы на «Lu Na», «Marafon» и «Telefon» (и да, на него есть клип, который надо смонтировать) за два дня с очень классными людьми. Я пришла к режиссёрке, Жене Онегиной, с идеей для видео и случайно она превратилась в три. Я помню как сидела дома и все эти персонажи просто сами приходили мне в голову. Так и произошло со мной с этими котами из клипа «Lu Na». Мы сняли всё на бэтакам, чтобы это выглядело как старые тв-шоу. Хотелось, чтобы выглядело как непонятные отрывки передач из детства, которые ты видел по телевизору, когда переключал каналы. «Plans» я делала с моим близким другом, он обычно снимает видео для моего друга (играющего на басу) и однажды снимал клип ГШ. Так что мы решили сделать что-нибудь вместе. На вторую встречу я вообще случайно пришла к нему с примерной раскадровкой. Не могу с этим ничего поделать, иногда вижу что-то в голове и нужно как-то это запечатлеть!

Я, на самом деле, не очень умею танцевать, и все эти танцы импровизированные, кроме танцев кошек, они — профессионалы и могут делать много вещей и танцевать в разных стилях. Но у меня в голове есть некоторое представление о том, как это должно выглядеть, и я просто пытаюсь приблизиться как можно ближе к тому, как я себе это представляю.
Катя:
Удивительно, что все эти движения — импровизация! И понятно, почему вы снимали эти видео вместе, это правда дополняет визуальную идентичность альбома, потому что ты действительно чувствуешь, что входишь в этот мир и проводишь там время от песни к песне, хотя концепция меняется.

Не хочу говорить о пандемии, потому что она так или иначе очень затронула всех. Вместо этого хотела бы спросить, чем ты сейчас занята в музыкальном плане?
Джейн:
Пандемия сильно по мне ударила, я была в порядке в самом начале, но сейчас я немного потеряна. Иногда я чувствую полное отсутствие вдохновения и желания что-то делать. Но я только что снова вспомнила, что это похоже на рыбалку и мне важно снова научиться не ждать слишком многого от себя и музыки. Просто надо сделать что-нибудь, что заставит меня выйти из этого состояния.

Я хочу писать больше музыки на моей гитаре, потому что чувствую, что она немного скучает по мне. И мне нужно закончить некоторые старые проекты, которые я начала с моей подругой. Так что у меня нет каких-то сумасшедших планов. Наверное, этот год сделал меня более терпеливой.
Катя:
Могу понять! Я сейчас сделала огромный перерыв в музыке, самый долгий в моей жизни.
Джейн:
Ух ты, я тоже! Безумие!
Катя:
А что ты делала вместо этого? Я научилась вязать, что тоже было хорошим уроком о терпении. Это занимает много времени, и результат ничем не примечателен, но он хорошо активизирует мозг, и нет никакого давления. Я слышала, ты любишь кататься на велосипеде! Но, наверное, сейчас уже слишком холодно.
Джейн:
Да, к сожалению, я сейчас не могу ездить на велике. Это моё любимое занятие. Круто, что ты научилась вязать! Это действительно помогает мозгу, я много читала о мозге в последнее время и о том, что хорошо выбирать разные занятия и вязать, лепить и тому подобное.

В этом году я много рисовала. Купила себе удивительные маркеры на AliExpress. Очень дешёвые и классные! Кажется, я так много не рисовала со времен университета. И это так здорово! И еще я много сплю, что тоже удивительно.
Катя:
Джейн:
Я тоже! Сплю и вяжу, я теперь старушка!

Мне кажется, что я потратила кучу твоего времени, но я была рада поговорить с тобой и взять интервью в таком экспериментальном стиле!
Катя:
Это одно из лучших интервью, что у меня когда-либо были! Я даже не заметила, что мы говорим уже два часа! Очень странный формат для интервью, но мне понравилось!
Материалы по теме: