Группа Працтал Фрактал появилась в Пензе в начале 2010-х. Несколько лет назад коллектив был незаметно переформатирован, имея за плечами записи и выступления на локальном уровне, закрепленные участием в фестивале Faces&Laces.
13-го декабря состоялся релиз второго микстейпа под соответствующим названием TAPE II — работа вдохновляется мемфис-рэпом, фильмами ужасов и буднями города внутри Садового Кольца.
Предыдущий релиз сильнее тяготел в сторону хорроркора ― поджанра хип-хопа. Чем дальше музыканты отходят от родного города, тем меньше в музыке места слепому насилию, вязким историям, основанным на образах и практиках фильмов категории B, с понятным разделением на «до» и «после». Мемфис-рэп на новом релизе по-гангстерски сладок — любой день может оказаться последним, и лирические герои, запертые в кассете, пытаются максимально заглушить это знание дымной атмосферой.
Открывающий трек «Наркоказино» относится к категории spoken-word, где повествование ведется от лица посетителей казино. Заведение расположено на изнаночной стороне, в тени спрута вездесущего криминального бизнеса. Текст и читка настраивают на азартный лад, а повторяющиеся циклы бита усиливают напряжение в ожидании выигрыша. Композиция «Кэдди» обращается к классическим рэп-темам — автомобилям марки Cadillac с велюровыми салонами, разборкам враждебных уличных банд и к бравированию самосудом над полицией.
Строки припева выносятся в важное послание:
Обдумывай каждый шаг, братан
Ведь время, как и кровь, не вернуть назад
Музыкальным стержнем альбома служит трек «Южный грязный», где используются сэмплы, подложенные под искаженный ковбелл, отсылающий к ранним работам Мемфис-коллективов: Three 6 Mafia и рэпера Project Pat. Далее в рефрене: «выпей коньячок, смокни коробок» Працтал Фрактал находит сходство с дебютной работой Река Крови группы Кровосток из московского района Текстильщики.
В записи TAPE II приняла участие Яна Кедрина, известная как Kedr Livanskiy. С появлением исполнительницы ритм инструментальной части ускоряется, создавая танцевальный прецедент. На последнем треке работы отмечается музыкант Петар Мартич, который еще до появления инди-рок-группы Пасош работал над собственным хип-хоп-проектом Прыгай Киска. Интересен куплет OG Fedus на «Фак 12» — недовольство деятельностью полиции, высказанное за все молодое поколение, звучит остро и живо на фоне политических волнений последнего времени. Тема противодействия «фараонам» — ключевая для готических текстов из Мемфиса, унаследованная от хорроркора, где блюстители закона рассматриваются еще одним видом нежити, с которой необходимо расправляться радикальными методами.
TAPE II — работа на стыке подлинного андеграунда и последних веяний в мировом хип-хопе. Працтал Фрактал возвращается к корням, переосмысляя наследие классических рэп-формирований девяностых и нулевых. MC не стесняются рифмовать на глаголы и смешивать полуночные иллюзии с реальными событиями из жизни, в простых строках пряча множество полутонов:
На районе нету стиля
И я тут бессилен