Увула: Москва, мерч и «Домашняя работа»
11 ноября 2020
интервью
Никита Котик
фотография
Герман Коваленков
Увула – дрим-поп группа из Санкт-Петербурга. В этом году коллектив выпустил сольный мини-альбом «Ничего сверхъестественного» и совместную работу с группой Пасош «Снова возвращаюсь домой». Deep Cuts поговорил с Леком Августовским, солистом группы, о работе с лейблом Домашняя Работа, продаже мерча в VK и отличиях Москвы от Петербурга.
Вместе вы сняли клип на песню Увулы «ты и твоя тень». Хотел бы ты ещё выступить в качестве режиссёра на видео своей группы?
Ну, тогда у нас просто не было денег на нормального режиссёра, и мы всё делали сами. Это было здорово и классно и у нас были другие амбиции. Сейчас же я с удовольствием привлеку какого-то человека, для кого это важное дело его жизни и который отдаст всего себя в проект, используя все свои навыки профессиональные. Это суперважно и здорово. Поэтому я если только по фану могу что-то сделать. Может какой-то одноразовый видос без сложных каких-то проработанных штук. Просто за идею.
Недавно в Telegram-канале группы ты сообщил, что из-за долгов за съёмки клипа вынужден был продать свой Opel. Тяжело расставаться с машиной? Ты же, кажется, не первый раз продаёшь автомобиль ради творчества.
Не совсем так. Клип ― это правда дорогостоящее и сложное удовольствие, но в рамках клипа тачка пострадала настолько, что её нельзя было использовать, кроме как в рамках утилизации. И я просто нашёл возможность её слить за очень небольшой прайс. И эти деньги я потратил там не на себя, грубо говоря, а на то, чтобы докинуть какие-то небольшие долги за клип. Потому что они просто, как правило, появляются через какое-то время после клипа ещё, когда кто-то вспоминает, что нужно что-то досдать или кому-то докинуть.
01
03
Говоря о клипах — у тебя есть совместный с Алёной Колесо проект circle k, мог бы ты рассказать, как он появился?
Да, это действительно так. У нас есть микропродакшен, где мы делаем видосы в своё удовольствие с Алёной. Она мой очень хороший и близкий друг, и нам просто нравится вместе делать штуки творческие. Это работает по принципу «возникает какая-то идея и мы решаем её воплотить в жизнь». Алёна всегда очень отзывчиво реагирует на мои какие-то странные, сумасшедшие концепты. Ну или просто обычные концепты — на них тоже реагирует отзывчиво. Сейчас мы особенно ничего не делаем, но в любой момент мы можем как-то вновь объединиться и сделать что-то кайфовое. Просто если того захотим.
02
Как я понимаю, ваш проект с Алёной был создан не для финансовой выгоды, а для удовольствия, помощи инди-музыкантам и открытия новых имён более широкой публике. Вас просят помочь со съёмками молодые ребята, или вы вызываетесь сами?
Мы писали сами и предлагали сами. И если продолжим когда-либо, то будем делать именно в таком ключе всё это, потому что просто находятся артисты, с которыми классно поработать хочется. И за счёт этого рождается какая-то идея и предложение. А насколько это влияет на популяризацию артиста после видео — я не знаю. Опосредованно разве что как-то. Поэтому в нашем случае мы просто хотим классно провести время и воплотить в жизнь какую-то, как нам кажется, интересную идею.
04
Ты также известен своим внимательным подходом к мерчу. Договариваешься с дизайнерами, сам отсылаешь вещи покупателям. Изменилось ли что-то в этом плане после объединения с лейблом?
После объединения с лейблом ничего не поменялось в этом плане. Но сейчас мы уже разрабатываем свой сайт с интернет-магазином, для того, чтобы всё стало примерно в десять раз удобнее для тех, кто нас саппортит. Потому что VK перестаёт быть актуальной площадкой для распространения мерча и хочется подстраиваться под слушателей, делать какие-то новые проекты. Более осмысленные в этом плане.
В этом году Увула присоединилась к лейблу Домашняя работа, цель которого ― дать людям узнать о не столь известных музыкантах. Хотел бы ты когда-нибудь создать похожее объединение?
Не-а, не хотел, если честно. Раньше, когда я больше сидел в VK и штудировал всякие музыкальные паблики и следил за самыми новыми артистами, я их раскидывал по всяким своим друзьям или по медиа, которые я хорошо знаю, и просил о них рассказать. В этом как бы и заключался похожий смысл такого объединения. Но сам бы руководить таким большим проектом я бы, наверное, не стал. Рад, что нашлись такие люди.
05
07
А может ли такое случиться, что, например, через лет 10, ты уже полноценно будешь заниматься поиском новых артистов? Было бы тебе интересно этим заниматься на постоянной основе?
Слабо себе представляю, что я буду делать через 10 лет, если честно. Мне бы стоило об этом задумываться, наверное (смеётся), но пока что нет.
06
Ты сказал, что VK утратил свою актуальность. Почему?
Я благодарен VK как площадке за наш рост, за возможность находить всё больше людей, которые неравнодушны к твоему творчеству. Но прямо сейчас есть и другие инструменты продвижения и реализации своего творчества, которые кажутся более прогрессивными и полезными. Условный свайп за секунду в Instagram видится мне куда более быстрым путём для приобретения нашего винила или ещё чего-то, чем заход в раздел «Товары» и попытка найти какую-то нужную там информацию.
08
Наверняка со временем и ростом популярности группы желающих что-то приобрести становится всё больше. Тяжело до этого было справляться со всем в одиночку?
Я не до конца уверен, что стоит говорить о каких-то трудностях, учитывая то, что средства, которые мы получаем с продажи мерча, помогают группе существовать. Это всё-таки достаточно важно. И мы бесконечно [благодарны] всем тем, кто нас поддерживает. А наши какие-то трудности это вполне нормально и вполне адекватно. Понятно, что в целом наша деятельность должна быть связано с несколько другими вещами. Больше с творчеством, нежели с какой-то такой рутинной работой. Но это всё равно часть процесса и всё равно довольно интересно, хоть иногда и муторно как-то. Иногда даже немного бессмысленно в плане упаковки или ещё чего-то. Но всё равно это часть тебя и часть составляющей группы. Так что, будь добр — упаковывай, подписывай и отправляй.
09
Да. В ближайшее время появится винил альбомов «Я думал у меня получится» и «Нам остаётся лишь ждать».
Последний EP Увулы вы впервые выпустили и на виниле. Планируете ли продолжать в дальнейшем?
10
Я прочитал сегодня новость о том, что впервые за 116 дней в Хабаровске не прошла акция в поддержку арестованного губернатора Сергея Фургала. Мне кажется, что это, в своём роде, ответ на этот вопрос. Ситуация с централизацией не меняется. Жизнь наша в целом также не меняется. Поэтому я не уверен, что можно рассчитывать на какие-то улучшения. Но, с другой стороны, в городах России есть много отличных групп, и они сами должны принимать решение о своих каких-то перспективах на основе их убеждений. Тем не менее, если группа качественная и классная, то её привезут откуда угодно. Нас пять человек в коллективе и для дальних поездок мы довольно сложная команда. Во многом поэтому мы ещё никогда не доезжали до [Новосибирска] или Владивостока, что собирались сделать, конечно же, в этом году. Но, так или иначе, у нас всё равно была довольно большая география тура. Всё возможно, и нужно в целом просто продолжать работать над своим материалом и над своим коллективом. И я желаю всем группам из регионов достичь какого-то рубежа, когда они смогут и путешествовать по стране и может даже выезжать за границу и давать концерты там.
В России пока, даже при всех усилиях лейблов вроде Домашней работы, главным музыкальным городом остаётся Москва. Как думаешь, что должно произойти, чтобы группам из регионов не обязательно было тратиться на переезд в столицу?
11
Есть какие-то артисты регионов, которых ты бы мог посоветовать?
Это группа Subway Porno из Самары – одна из моих любимых групп. Помимо неё это группа jerk из Казани, группа Gnoomes из Перми и мои хорошие друзья, бесконечно сумасшедшие рок-музыканты из Петрозаводска: Footstep, БАКУРЛИ и так далее.
12
Ты сам перебрался из Питера в Москву. Почувствовал ли ты, что после переезда стал ближе к музыкальному комьюнити?
В Москве я просто почувствовал, как стал ближе к более деятельному комьюнити. Где больше происходит событий. Культурных, прежде всего. И здесь всё не заканчивается музыкой. Есть разные классные проекты из мира искусства. Да даже из мира рекламы, из мира моды и прочее. Здесь иногда не важен как бы продукт, который используется как объект деятельности, а здесь важна команда, важна инициатива. Не так важно, в чём ты поучаствуешь, а важно, насколько это классно будет сделано классной командой деятельных людей. Это что-то важное, чего мне не хватает в Петербурге.
13
Мне не кажется, что у нас есть какие-то проблемы с репрезентацией себя на сцене или во время выступления. Какие-то перформативные штуки больше подходят группе Поехали. Или там, например, что-то театральное, как я недавно был на Копах в огне. Это несколько другое направление. Очень классное и очень впечатляющее. Но у нас очень много сути в коннекте со зрителем непосредственно используя просто музыку и слова. И пока я просто не вижу какого-то иного воплощения, чем наша эмоциональная взаимосвязь, какой-то обмен со слушателями. Сейчас пока это на таком вот уровне. Нужно повышать мастерство в рамках там игры на инструментах, прорабатывать сами композиции для того, чтобы они были более утончёнными и более интересными в лайвах. Может быть в чём-то отличались от студийных самих треков. Но, по факту, мне кажется, что мы довольно самодостаточная группа на сцене, поэтому хочется оставаться таковыми и если что-то менять, то в какую-то более профессиональную сторону.
Мерч — это часть «мультивселенной» под названием Увула, туда же входят аккаунты во всех известных социальных сетях. Думал ли ты делать, например, узнаваемые представления на концертах? С визуальным рядом или, может быть, сценарием.
14
Мы очень старались продуктивно проводить время в городах и заставать там что-то важное, но иногда у нас в городах был час или два, а иногда полдня или день. Поэтому какие-то города мы посмотрели получше. У меня супер впечатления от Перми, от Вологды. Конечно же, всегда очень вдохновляет и радует Казань. А недавно я в туре с Пасош открыл для себя Самару, где провёл больше времени, чем обычно. Погулял по набережной в районе Ленинградки и кайфанул от уютных улиц и деревьев. Всё было ещё в классной погоде, всё было зелёное. В общем, на самом деле в городах нужно просто проводить больше времени, гулять там с местными ребятами, которые тебе что-нибудь показывают, важное и особенное. Из окна тачки ты, конечно же, ничего толком не оценишь и не увидишь. Поэтому хотелось бы проводить в рамках тура в городах больше времени, но как правило тебя ждут в следующем городе и стоит спешить. Но у нас классные города. Правда классные. И самое важное в них — это люди.
Ты уже успел поездить по России. Запомнились ли во время туров какие-то отдельные города?
15
Судя по новостям, в ближайшее время о карантине просто забыть не получится. Как думаешь, может ли музыкальная индустрия измениться под влиянием пандемии? Те же онлайн-концерты — лишь временная отдушина или формат, который закрепится надолго?
Сейчас ограничения приняли другую форму. Правительства разных стран начали больше думать о пострадавших отраслях и пытаться объективно принять неизбежное. Поэтому в этот раз у нас больше шансов на какие-то реальные мероприятия, нежели на онлайновые. В онлайновых участвовать совсем не хочется, если честно. Это довольно скупой формат в плане эмоций и не очень понятно, что он может дать не только музыкантам, но и зрителям. Поэтому я считаю, что ничего кардинально нового в эту волну не произойдёт. Мы просто будем дожидаться возможности снова встретиться со всеми слушателями в безопасной привычной обстановке.
16
Ты сказал про тур с Пасош, как впечатления? Было ли это неким глотком свежего воздуха после месяцев карантина?
Конечно, да! Это был единственный тур за весь год, и он был абсолютно сумасшедше весёлым. Со всякими взлётами и падениями, переносами и случайными концертами. Поэтому тур полностью оправдал все ожидания. Я очень рад, что большинство концертов мы смогли провести. И нас никак не задело ни в плане здоровья, ни в плане эмоций обстоятельство заболевания ковидом. Мы изолировались вместе с Кириллом и Катей у меня дома в течение двух недель. Готовили друг другу еду, выпивали по вечерам вино, болтали. Поэтому всё это вместе было небольшим, но очень классным путешествием.
17
Конечно, были сложности. Они были и на этапе записи альбома и на этапе совместных концертов. Но это всё равно новый и очень впечатляющий опыт, который прошёл на эмоциональном подъёме и оставил кучу важных впечатлений и кучу опыта. Не знаю, при каких условиях ещё я бы мог окунуться так глубоко в жизнь какой-то другой большой группы и посмотреть на их какие-то процессы изнутри. Поэтому я очень ценю эту возможность. Рад был провести всё это время с парнями. Надеюсь, и они тоже нисколько не пожалели обо всём этом и получили от этого большое удовольствие.
А тебе не сложно было приспособиться к совместным выступлениям? По сути на сцене ты был новой частью команды Петара, Кирилла и Гриши.
18
Не знаю. А разве раньше была какая-то разобщенность? Мне кажется, что музыканты, как и другие коллеги по цеху в целом поддерживают деятельность друг друга и чутко реагируют на какие-то процессы, которые происходят у коллективов. Приходят на помощь, дают советы. В целом это всегда была какая-то открытая возможность кому-то написать, что-то спросить, посоветоваться. Не важно, какого размера группа или какой жанр. Думаю, что у нас в целом вполне себе классное комьюнити. А ощущение сплочённости появилось наверно из-за какой-то монополии на музыку лейбла Домашняя работа (смеётся), поскольку они подписали большинство таких хороших, качественных групп. На самом деле их деятельность очень плодовитая и честная. Это заставляет тебя делать что-то важное и хорошее для слушателей и часто привлекает к участию в каких-то совместных проектах.
Многие называют ваш совместный с Пасош альбом знаком того, что российская музыкальная сцена становится более сплочённой. Есть ли у тебя такое ощущение?
19
Ну, тут скорее давать совет каким-то юным музыкантам, потому что мне 23 и, мне кажется, [я сам] довольно молодой музыкант. И человек (смеётся). Что касается какого-то комментария… На самом деле мне кажется очень важно грамотно анализировать своё творчество с точки зрения того, насколько оно ценное. Меня просто часто просят что-то послушать, пишут в VK, а в них типа там одна гитара или гитара и барабаны. Я отвечаю, что как насчёт вокала или как насчёт всей песни целиком, как я должен оценить твою идею, если в ней особо ничего нет. Мне кажется, важно доводить дело до какого-то разумного результата и после этого делать выводы. Потому что, судя по тем просьбам, которые до меня долетают, некоторые люди, сделав какие-то небольшие шажки, считают, что достигли какого-то важного этапа в своём творчестве. Наверное всё же нет и лучше трудиться до какого-то победного конца.
В таком случае, набравшись определённого опыта, какой бы совет ты дал молодым музыкантам?
20
Материалы по теме: