То есть я могу попросить его показать?
Да.
15
RU⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
EN
Super Besse: грубость языка, живые выступления и минимализм
интервью
Рома Павлов
08 декабря 2020
В начале 2020 года у минской группы Super Besse вышел альбом Un Rêve, на котором дуэт ушёл от привычного пост-панк-звучания с абстрактными текстами в сторону танцевальной электроники и прямолинейных высказываний. Мы поговорили с фронтменом группы Максимом Кульшей о грубости русского языка, энергетике живых выступлений и минимализме в написании музыки.
Лирика в Un Rêve стала более прямолинейной, на альбоме есть пара треков с довольно ярко выраженной позицией о происходящем у вас на родине. Расстраивает ли тебя то, что основная аудитория даже не понимает о чём вы поёте?
Нет, не расстраивает. Честно говоря, странная ситуация, когда ты поешь на незнакомом языке и все равно слушатели на концертах принимают материал. Необъяснимая история.
Недавно вы сменили лейбл, ушли на Young & Cold Records, даже переиздали прошлые альбомы с ними. Можешь рассказать почему?
Мы почувствовали, что с предыдущим лейблом уперлись в какой-то потолок в плане развития группы, поиска новой аудитории, новых концертов, контактов в плане букинга, да и вообще ощущался какой-то застой. Поэтому мы и решили попробовать поработать с новым лейблом, тем более Young & Cold имеет интересный пул артистов и новые возможности для нас как для группы. Young & Cold не переиздавал наши старые альбомы, он просто выступил как посредник по продажам worldwide — у него большое количество контактов в Америке и Германии, где у нас в последнее время очень много слушателей. А новый альбом уже будем выпускать полноценно у Young & Cold Records.
01
03
Помню вы говорили, что местонахождение лейбла влияет на слушателей. Прибавилась ли аудитория из центральной Европы?
Тут скорее наоборот произошло: слушатели из Германии и Америки сами стали нас слушать больше, а лейбл Young & Cold заметил это и предложил сотрудничество. В целом в последнее время очень вырос интерес к нашей музыке по всему миру, если верить статистике Spotify и Apple Music, даже несмотря на то, что мы не гонимся за количеством выпускаемого материала.
02
Не думали перейти на английский?
Точно нет — мы обсуждали это и осознанно поем только на русском и ни на каком другом. На других языках — белорусский, немецкий или английский — это уже будут наши другие проекты. В Super Besse русский звучит грубее чем английский или белорусский, а немецкий не такой родной язык, чтобы мы писали на нем стихи, сложно.
04
Вы ведь в процессе перешли с аналоговых синтезаторов на плагины в Logic Pro, сложно ли было перенести весь процесс в диджитал?
Я стал придерживаться концепции минимального набора предметов для создания музыки. В итоге весь процесс создания черновика сводился к ноутбуку и программе Logic Pro X — без мышки, зарядного устройства и синтезаторов. Пока держал заряд ноутбука была возможность что-то сочинить, потом ставил на зарядку и был перерыв освежить мысли. И уже после черновиков использовали истовую запись с преампами, микрофонами и прочим. В целом звук сейчас практически не отличим — где плагины, а где настоящие синтезаторы разницы уже почти нет.
Выступлений в Беларуси и России у вас и так было значительно меньше, чем в Европе, но теперь ты живёшь в Берлине. Будете ли вообще выступать в СНГ?
Выступать в СНГ точно будем. Обожаем играть в Киеве, Минске, Москве. Может, получится сделать концерты и в Питере, где давно не играли, и в других городах России и Украины. Еще было бы здорово заехать в Казахстан.
05
07
Насколько знаю, прошлые альбомы вы писали на репетициях во время джемов, но последний альбом записали дистанционно. Есть ли какие-то изменения в вашем звуке, появившиеся из-за обстоятельств, а не творческого замысла?
Я переехал в Берлин уже три года назад, и это конечно сильно повлияло на создание музыки. С одной стороны совместными джем сессиями мы уже наработали на два альбома, и новый альбом хотелось изначально сделать другим по звучанию и подходу к работе. С другой стороны это было и остается непаханым полем — у работы удаленно друг от друга есть свои минусы и плюсы. Но в целом можно сказать, что наши желания по созданию музыки и обстоятельства возникли синхронно.
06
Говоря о вашем новом звучании — в ваших интервью часто фигурировали Звуки Му и The Drums как источники вдохновения, и некое сходство действительно прослеживалось, лирически с первыми и музыкально со вторыми. Сейчас же у вас очевидно сменились вдохновители, можете рассказать, что слушали во время записи?
Да, тогда нас было трое и The Drums привносил Паша Михалок, который теперь уже не играет в группе. С того времени мы слушали разные жанры, сейчас мы больше погрузились в электронную музыку, что собственно и повлияло на новый альбом. Чего-то конкретного я не назову, там просто тома музыки. Чаще всего это не конкретные артисты или альбомы, а треки.
08
У вас недавно было выступление в Берлине, где изображение Саши транслировали с экрана. Можешь рассказать, как возникала такая идея?
Мы получили приглашение выступить на этом фестивале еще в прошлом году, и уже весной стало ясно, что фестиваля не будет. Тогда организаторы созвонились с нами, и мы придумали такую идею — как бы сыграть в живую клип «Ожог», где так же Саша частично выступает в качестве проекции. В итоге мы отсняли Сашу заранее, после спроецировали на меня и записали мою часть.
Неужели Берлинская сцена никак не повлияла?
Как ни странно, совсем не повлияла. Многие писали, что «новое звучание обусловлено переездом Максима в Берлин, отсюда и это электронное звучание». Но берлинская сцена совсем не повлияла, так как я почти не ходил ни на какие мероприятия, был занят созданием студии и семейными делами.
09
11
Но при этом в прошлом году у тебя появился сольный техно-проект, Erdnüsse.
Это можно сказать черновики Super Besse, которые я писал и стало ясно, что они не входят в концепцию группы и альбома. Поэтому я их еще более переработал в электронный жанр и вышел новый проект. Это все не всерьез, думаю, что может больше ничего и не выйдет. Посмотрим.
10
Будете ли впоследствии практиковать такое или это одноразовая история?
В целом все концерты онлайн, для передач или для радио несут в себе странный флер рафинированности, который не особо нравится. И все онлайн-концерты 2020 это конечно ужасная диета для музыкантов. Надеюсь мы не будем этого повторять и скоро все вернется на свои места.
12
Что нам ждать от Super Besse, когда конец света закончится?
Вначале мы откатаем песни Un Reve, вживую они звучат очень мощно и гипнотически, очень необычно слушать их от нас со сцены. Ближе к анонсу концертов у нас запланирован релиз ремиксов на этот альбом. А после туров будем готовиться к новым релизам, будет скорее всего более жесткое звучание. Посмотрим!
Как много проблем вы встретили вообще с выпуском альбома перед закрытием границ и изоляцией?
Все проблемы свелись к одному — невозможность путешествий. Из-за этого отменились все концерты с релизом новой пластинки, мы не смогли снять новые видео к песням, даже с отправкой мерча были проблемы вначале. Конечно, эти и другие события, личные и общественные очень сильно повлияли на эмоциональное состояние как группы, так и каждого персонально. Тем не менее, мы ждем открытия границ и возврата в туры.
13
15
Многие группы считают, что они намного лучше звучат в лайве, вы себя к таким группам относите?
У нас было долгое время, когда лайвы были с отличной энергетикой. В последние концерты я бы не сказал, что ощущал это — поэтому как-то само собой все вышло в электронное и более спокойное звучание нового альбома. Хотя мы успели сыграть живьем эти новые песни и звучат они все равно мощно, а не медитативно. В общем с последним альбомом уже сложно сказать где мы лучше звучим — мне нравится и так и так.
14
Материалы по теме: