Scruscru: виниловые лейблы, Disclosure и нижегородский хаус
интервью
Данила Карзанов
20 апреля 2021
Антон Богомолов — саундпродюсер, диджей и музыкант из Нижнего Новгорода, известный как хаус-артист Scruscru. За этот год Антон уже выпустил мини-альбом на шведском лейбле Omena, записал пару миксов для музыкальных изданий и выступал на андеграундных радиостанциях. Данила Карзанов из команды Deep Cuts поговорил с Антоном о независимом рынке пластинок, респекте от ведущих артистов хаус-музыки и электронной сцене за пределами Москвы.
01
Я начал выпускать релизы в 2015, но до этого были другие проекты. Мы в Нижнем Новгороде делали мальчиковую группу — синти-поп играли с автотюном, когда тот еще не стал моветоном. Verry Berry называлась группа, пели ванильные песни про любовь с космическими гитарами. Мы выпустили единственный альбом в 2014-м и загрузили его только в VK.

Свой первый Scruscru релиз я выпустил на отечественном UP!UP!UP! Music — это екатеринбургский лейбл и творческая площадка для музыкантов из России. Они взяли мой трек на сборник, а потом я написал альбом «Айсберги» — попсовенький хаус, похожий по звучанию на Disclosure. Потом я играл на вечеринке друзей из JAZZVE в Powerhouse. Тогда ко мне подошел глава московского лейбла Minor Notes Дмитрий Guydee и захотел выпустить мои треки на виниле. И с 2018-го года я начал издаваться на пластинках.
В каком году началась твоя хаус-карьера? Расскажи про свою первую пластинку.
Есть самый известный виниловый магазин — это Juno Records. В Германии есть HHV, есть Deejay.de, Phonica Records. И вот эти магазины отправляют пластинки по всему миру. Они же работают дистрибьюторами. Juno — это как Ашан. Там и дешевле получается, и много чего выходит. У них часто можно получить скидку, они постоянно проводят акции. А вот в маленьких магазинах все чуть дороже, потому что заказывают с доставкой у дистрибьютора.
Твои пластинки продаются не только в Европе?
02
В первую очередь пластинки покупают люди, у которых есть проигрыватели с иглой. Кто-то берет жесткое техно или Radiohead, а кто-то — Scruscru. Не знаю, разные люди берут мои пластинки. Известные диггеры тоже покупали. Кто-то из них даже советовал и делал рекламу, из-за чего повысились продажи копий.
Я часто видел истории из твоего инстаграма, где в разных музыкальных магазинах мира люди покупают твои пластинки. В основном это какие-то диггеры и музыканты? Как ты думаешь, кто эти покупатели?
03
Супер масштабных релизов у меня пока не было. Больше всех у меня продалась пластинка на 800 копий — это японские эдиты на Тацуро Ямасита под названием Unknown Artists LTDSSIDED003. Релиз вышел на берлинском лейбле Ltd, W/Lbl и только на виниле. Чтобы уберечь себя от авторского бана за использование чужих треков, многие выпускают эдиты как Unknown Artist. У пластинки одна сторона «лысая», где ничего не записано, а на другой — два трека. Владелец лейбла заплатил мне хорошие роялти за дополнительные копии. Затем я эксклюзивно продавал диджитал версии треков на Bandcamp, там тоже неплохо заработал. Грубо говоря, для андеграундной музыки продать 300 копий — уже супер, то есть ты окупил затраты на производство пластинки.

Например, чтобы напечатать 300-500 копий, нужно вложить примерно 900-1.500 евро. Ты можешь ее не окупить, если она не продастся. Поэтому инди-артисты очень редко получают деньги с продажи пластинок, потому что не всегда окупаются затраты на мастеринг, обложку, рекламу, промоушн и так далее.
Какой заработок у тебя выходит с продажи пластинок? Сколько получает лейбл, а сколько получаешь ты с продажи? Назови свой самый крупный релиз.
То есть ты нашел гармонию между музыкой и организацией мероприятий?
Слушай, я веду свадьбу и играю диджей-сет на этой же свадьбе. Я всегда все сочетал, не обламывался. Если нужно играть другую музыку на корпоративах — хорошо, а если разрешали играть свою, то еще круче. Это все по фану, а если за фан еще и платят — вообще супер!
04
С 2020-го года музыка стала моим главным доходом. Не потому что другие статьи дохода стали меньше. Наоборот, я стал зарабатывать больше с пластинок. Сейчас уже прибыль выходит в пользу музыки. Пластинки начали продаваться больше, а я стал играть больше диджей-сетов.

Мне кажется, что ведущий — это призвание. Я учился в театральном, я человек-экстраверт. Если мне еще заплатить денег и сказать «развлекай» — я разберусь. Свадьбы и корпоративы веду очень редко по веским причинам: мне неохота и я устаю, уже не такой юный возраст. Я беру свадьбы, но стараюсь просто ценник делать выше.
Ты ведь работаешь организатором ивентов. Изначально я думал, что музыка — это твой главный доход. Расскажи, как долго ты организовываешь мероприятия и как ты совмещаешь музыку со своей работой?
Как тебя нашли Disclosure? Это был поиск через Bandcamp? Или серфинг британских виниловых лейблов, на которых ты издавался? Расскажи, какие эмоции ты получил после того, как они подписались на Instagram?
Да, скорее так и произошло, что они нашли меня через Bandcamp. Бывает, когда ты всем скидываешь свои демки. Такой путь «напрашивания»: он может быть навязчивым или якобы случайным. А я считаю, что если ты делаешь хорошую музыку, то она сама на удочку всех поймает. Музыка — первоочередное, если ты уверен, что она классная, то все будет ок. Disclosure сами меня нашли, подписались на мой аккаунт и написали мне в Direct приятные слова о музыке.

До этого Moodymann играл мой трек на протяжении всего азиатского тура и мне целый месяц люди в Direct скидывали видео, где он играет трек в Австралии, Вьетнаме, Китае, Японии. После этого уже Disclosure типо: «Спасибо, ребят, приятно». Я не придаю этому большого значения, ведь я тоже с удовольствием отмечу трек другого малоизвестного музыканта, который мне понравится. Я понимаю, что Лоуренсы — тоже обычные ребята, которые в свое время выпустили хорошую музыку. В 2014-м году был их бешеным фанатом, а на альбоме «Айсберги» я сделал отечественный ответ Disclosure.

Я вот так и работаю с музыкой. Услышал Disclosure, понимаю, что нравится — хочу повторить и сделать по-своему. Услышал, например, лейбл Money Sex Records — попытался сделать такой же звук. У меня такой подход: я стараюсь понять, как это у них работает, а потом переделываю по-своему. Я недавно сделал музыку для двух нижегородских сериалов. Классные сериалы, выйдут совсем скоро, но по контракту я не могу разглашать информацию. Музыку, которую я писал для них была по типу Ленинград, Beastie Boys, Кровосток. Мне в принципе неважно, какую музыку делать. Если я ее делаю для себя и выпускаю на пластинках — тогда да, по-другому. А когда делаю что-то коммерческое — мне Надежду Бабкину включи как референс, я что-то такое же тебе спродюсирую.
05
07
Изначально в нижегородском баре «Селедка и кофе» я делал вечеринки. Я подумал: «почему бы их не делать под каким-то названием?». Мы придумали название, а логотип нарисовал художник Илья Барабин. До ковидного кризиса у нас все было отлично: мы привозили гостей-диджеев из других городов. К нам приезжали знакомые из Москвы, Питера, Беларуси. Мы играли хаус на пластинках и весело проводили время. Знакомили нижегородских слушателей с хорошими виниловыми ребятами. Делать тусовки мы начали с ноября 2018. До 2020 мы регулярно проводили ивенты и приглашали диджеев, но сейчас взяли небольшую паузу.

Gorky Groove — не объединение, просто вечеринка с хаус-музыкой. Я не хотел менять нижегородскую клубную сцену — мне просто хотелось транслировать любимую музыку. К тому же я начал учиться сводить на виниле на этих тусовках. В первую очередь я больше саундпродюсер, а уже потом — диджей. Первый проигрыватель я купил, когда вышла первая пластинка — в 2018.
Поговорим о твоем мероприятии Gorky Groove. Что это такое и почему ты решил проводить эти вечеринки в Нижнем Новгороде?
08
Специфика моей музыки в том, что нижегородцу она неинтересна. У нас живет 1.2 миллиона человек, из них процент людей, которые любят хаус меньше, чем тот же процент в Москве или Санкт-Петербурге. У нас просто меньше заинтересованных людей, в других городах — больше. Если посмотреть мою статистику Spotify, то за последнее время Россия только на 5 месте. В первую очередь это слушатели из США, Великобритании, Австралии и Нидерландов. То есть эти люди покупают мои пластинки, слушают их на проигрывателях и параллельно с этим на стримингах. Топ городов по прослушиваниям — Амстердам, Лондон, Париж, Москва и Берлин.
В музыкальной среде тебя знают лучше за пределами Нижнего Новгорода. Как так получилось?
06
У меня в этом году будут только совместные треки и фиты выходить. В прошлом году я экспериментировал и делал музыку со всеми подряд, с кем мне было интересно это сделать. Я записывался с диггерами, электронщиками, мы делали джемы на синтезаторах или сэмплировали редкие пластинки.

Предложений от крупных артистов не было. В статистике Apple Music после того, как Moodymann играл мой трек на фестивале, количество шазамов выросло космически, и прослушивания тоже увеличились сильно.
Был ли какой-то эффект после упоминаний от крупных артистов? Не предлагали сделать совместные работы?
09
Всего навалом. Если даже совместка, то я ее делаю один, по сути. Мне чаще присылают сэмплы, а я уже над ними работаю. Музыканты являются «донорами», а я ее переделываю. Когда коллаб — я сам продюсирую и свожу треки. А ищем исходную точку, находим сэмплы мы совместно с музыкантом. Всю остальную рутину я делаю сам. Стараюсь, чтобы трек можно было слушать более одного раза.
Как ты предпочитаешь работать над музыкой: в одиночку или с кем-то? У тебя больше совместных релизов, сольников не так много.
10
В основном магазины сами заказывают, что хотят. Многие российские артисты, которые получают копии за продажу релиза, если у них останутся лишние копии, с удовольствием отнесут магазину. Магазин у них купит. Есть разные пути: что-то заказывает магазин самостоятельно, что-то приносят им сами артисты, либо приносит лейбл. Какого-то одного варианта нет. По дружбе с магазинами тоже бывает. Спрашиваешь, нужны ли им копии — могут согласиться, а могут и нет.
Как проходит диалог с магазинами виниловых пластинок? Поговорим на примере винилового магазина Культура в Санкт-Петербурге. Твои пластинки там часто бывают, ты часто у них выступаешь. Принимаешь ли ты решение о том, в каких магазинах и где будут издаваться твои пластинки в России?
11
За последние полгода у меня 3500 прослушиваний в месяц стабильно в Spotify. Раньше было 80, 100 слушателей в месяц. Не знаю, какие деньги я получаю со стримингов — сотые доли цента с прослушивания. Количество заработанных денег со стримов я не считаю и не смотрю, поскольку этим занимаются лейблы. Мне нравится, что люди меня слушают — мне уже хорошо. За цифрами я не стремлюсь. В первую очередь я делаю музыку для себя и для диджеев — чтобы можно было дома послушать, и на тусовке включить другим.
Сколько в среднем у тебя слушателей в месяц на стриминговых площадках? Сколько ты получаешь со стриминга?
12
Приведу пример с лейблом из Иваново Deeppa Records. У Deeppa подход вообще не российский. Они очень круто делают промо, у них классный сайт. Настолько круто, что ребята с британского лейбла SlothBoogie говорят, что у Deeppa «новое слово в промоутинге». Ребята из Иваново уделали кучу зарубежных лейблов. Из российских лейблов могу выделить их: Добро, Minor Notes, Wax Ninja Sengiley и GLBDOM.

А европейские лейблы — тоже самое, что и российские, если честно. Разве что язык другой и сложнее общаться. В России просто крупных лейблов нет, типа британского Shall Not Fade. И крупных дистрибьюторов тоже нет, к тому же пластинки в нашей стране практически не печатаются.
Расскажи, чем отечественные виниловые лейблы отличаются от зарубежных? Есть ли различия в подходе, команде, профессиональности?
Твои дальнейшие планы: релизы, коллабы, выступления, диджей-сеты, фестивали? Слышал, что ты готовишь рэп-альбом? Это шутка?
Рэп альбом... Да я пошутил, конечно. Когда я писал музыку для сериала, я сочинял им хип-хоп-биты. Получилось, что много прикольных рэп-треков осталось. Может и выйдет когда-нибудь.

Скоро выйдет EP Scru’s Crew. Он выйдет тоже в Британии, на лестерском виниловом лейбле Flat White Records. Там много моих знакомых уже выпускалось, мы этот лейбл из Лестера как русская мафия захватили. Основатель лейбла — крутой мужик. Он работает на железной дороге, а в свободное время руководит своим виниловым магазином и выпускает пластинки.

Весной я планирую съездить в Санкт-Петербург, Самару и Москву с диджей-сетами. Еще думаю над релизом House on Volga — такая игра слов. Хочу сделать коллаборации только с нижегородскими электронщиками и хаус-продюсерами с Волги.
13
Материалы по теме: