LTRS⠀⠀ ⠀ ⠀⠀ ⠀
Интервью⠀⠀ ⠀ ⠀
Наадя: перфекционизм, опыт и коллаборации
интервью
Рома Павлов
14 декабря 2020
Надя Грицкевич — сонграйтерка, продюсерка и фронтвумен проектов Наадя и Moremoney. Несмотря на рождение дочери в этом году, Грицкевич успела выпустить сингл «Липы» и видео на треки с прошлогодних релизов «Пыльца» и «Осколки». В ожидании первого сольного концерта артистки в этом году, Deep Cuts поговорил с Надей о перфекционизме, опыте и открытости к коллективной работе.
На последнем альбоме On-The-Go есть совместный трек с тобой на английском, вернулась ли ты к английскому или это разовая история?
Не вернулась, просто ребята предложили сделать совместную песню, и я у себя в закромах нашла эту, мне показалось, что в ней классный припев. А когда мы её с пацанами сделали, я поняла, что мне не показалось!
В этом году альбому Moremoney исполнилось 10 лет, нравятся ли тебе те изменения, которые претерпела местная сцена с тех пор?
Очень, очень нравятся. Я уже наверное всех достала с этой формулировкой, но я искренне считаю, что местная сцена переживает ренессанс.
01
03
Ты ведь увидела потенциал в текстах на русском намного раньше своих коллег, что подтолкнуло тебя к этому?
Я бы не сказала, что меня что-то к этому подтолкнуло, когда я начала писать песни в 15 лет, я начала писать их на русском языке не потому, что видела там какой-то потенциал, а потому что это язык, на котором я говорю, и выражать свои мысли на нем мне казалось чем-то естественным. Когда я поступила в институт, мы познакомились с Ваней и решили попробовать делать музыку совместно, я начала напевать какую-то белиберду на английском во-первых, потому что русский для меня изначально язык чего-то личного, а петь личное при Ване мне тогда было еще не очень комфортно. А во-вторых, потому что мы вместе на подготовительном факультете учили английский язык, и мне хотелось показать, как классно я его знаю, хе-хе.
02
Шесть лет назад, когда вышел первый альбом Наади, ты сказала, что скорее всего пожалеешь о том, что в первый год выпустила так много материала. Жалеешь?
Я не очень правильно сделала, что выпустила «Сто дней» отдельным синглом, эта песня конечно должна была войти в альбом. И другие песни с мини «Сто дней». Но мы тогда плохо были знакомы с процессом и получилось, как получилось. Теперь я уже конечно ни о чем не жалею.
04
При этом сейчас твои ранние треки вживую достаточно сильно отличаются от записей.
Мне кажется, это хорошо. Я может быть опрометчиво сужу по себе, но мне было бы скучно прийти на концерт и услышать один в один альбомную запись. Зачем тогда вообще идти на концерт?
Сейчас материал выходит сильно реже, это такая попытка привлекать больше внимания к каждому релизу?
А что, получается? Нет, просто стало больше работы и меньше мыслей (смеётся). А потом я родила ребенка! Но я честно делаю альбом.
05
07
У тебя вдобавок большая тяга к продолжительному совершенствованию треков. Как думаешь, на чем она основана?
Ну на том, что они отправляются в вечность! На самом деле я проще стала к этому относиться, если переделывать все под каждую новую трансформацию себя, можно делать один альбом годами. А мне кажется сейчас, что смысл совсем не в этом, а в том, чтобы как раз зафиксировать свое состояние в одном моменте. И перейти к следующему.
06
Не сложно ли ужиться с собой из прошлого? Ты ведь часто возвращаешься к старым записям, наверняка что-то в голове поменялось.
Нет, в основном собой из прошлого я очень довольна. Я делала почти все интуитивно, и за ходом некоторых мыслей интересно наблюдать из моего настоящего состояния, хотя не буду притворяться, что сейчас я ничего не делаю интуитивно.
08
А будешь ли прививать ей интерес к музыке? Знаю, что у тебя был неприятный опыт с музыкальной школой.
В целом у меня был довольно приятный опыт, просто он оборвался, когда моя учительница уехала в Канаду. Но думаю, что если бы я хотела продолжать играть на скрипке по-настоящему, это бы меня не остановило. К музыке Зойка уже проявляет огромный интерес, я много ей пою, специально часами выбираю всякие музыкальные игрушки, которые прилично звучат и играют что-то не раздражающее. Мне кажется, это такой естественный интерес для ребенка, его не надо как-то особенно прививать. И мне кажется, что часто неприятные опыты как раз с таким прививанием и связаны (смеётся).
Многие твои треки транслируют довольно пессимистичный взгляд на вещи. У тебя не так давно родилась дочь, изменилось ли что-то в твоих взглядах и влияет ли это на творчество?
Мне хочется думать, что взгляд у меня скорее прагматичный и реалистичный, чем пессимистичный. Но изменилось многое, да. Как именно — мы поймем позже, когда у меня появится время на это самое творчество, о котором вы все говорите.
09
11
Как думаешь, что она скажет, когда подрастёт и послушает твою музыку?
Фух, даже не знаю. Надеюсь, что-то честное, но тактичное.
10
В одном из своих интервью ты говорила, что в детстве любила песни из «Бременских музыкантов» и «Крокодила Гены». Хотела бы поработать сонграйтеркой в сфере мультипликации сама?
Бременских музыкантов я до сих пор обожаю, а пластинка с Чебурашкой у меня была, да, но казалась гораздо более скучной, от нее веяло какой-то безысходностью. И от песен, и от персонажей. Это сложно было как-то обосновать, но вот когда я выросла и узнала побольше о фигуре Успенского — кое-что прояснилось. Поработать в сфере мультипликации я бы очень хотела! С огромным удовольствием за что-то такое возьмусь.
12
Был ли у тебя в карьере такой момент, который ты бы смогла избежать, если бы имела такую базу знаний об устройстве сцены, которая есть сейчас?
Ну вот хотя бы этот прокол с первым ЕР. Сейчас я бы конечно не стала таких глупостей делать. И в тур по Сибири наверное не поехала бы. Особенно дважды!
Кстати, на концертах у тебя достаточно много юных слушателей — как молодые фанаты, так и дети тех, кто слушает тебя уже десять лет. Как думаешь, аудитория какого возраста тебя лучше понимает?
Думаю, что каждый понимает по-своему, независимо от возраста.
13
15
Ты ведь и сама сейчас преподаешь, курируешь сонграйтинг в Moscow Music School. Важно ли тебе помочь начинающим артистам или это просто новый опыт?
Изначально да, это был для меня новый опыт. Я как-то говорила, что если мне предлагают что-то, чем я никогда до этого не занималась, скорее всего я соглашусь. Это не очень умно, но это так. Плюс я не считаю себя настолько уж пробитой, чтобы прямо уж помогать. Ребята прекрасно справляются со своими задачами сами. Я бы сказала, что делюсь своим опытом и делюсь своими мыслями относительно того, в каком направлении какую-то мысль, музыкальную или текстовую, можно было бы развить.
14
А насколько ты открыта к чужим идеям в работе над своей музыкой? Если сравнивать Наадю сейчас и шесть лет назад, то это уже точно не группа, а твой сольный проект.
Я очень открыта. На новом альбоме будет песня, которую мы сделали с Витей Исаевым, например. Точнее, Витя написал музыку, а я песню. Тут как с художниками — если музыкант классный, буду делать коллаб не глядя. Документики только подпишем — и вперёд!
Над оформлением ты много работаешь с разными местными художниками. Как сильно для тебя важен визуальный аспект твоего творчества?
Честно говоря, он не очень важен для меня. Я не тот человек, который видит свою музыку в цвете и сразу видит клип и обложку. Но мне интересно, как мою музыку видят и воспринимают другие, поэтому я и работаю с художниками.
16
18
Как чаще всего проходит работа с ними, ты даёшь четкие задания или открыта к идеям и интерпретациям?
Чаще всего какая-то базовая идея у меня уже есть, и я обращаюсь к художнику, дизайнеру или иллюстратору, кто, как мне кажется, с этой идеей лучше всего сможет взаимодействовать. Но это сейчас и только потому, что раньше из-за разного рода не проговоренных вовремя вещей выходили всякие неприятные ситуации. Например, человек по просьбе нашего менеджера нарисовал арт, а он мне не понравился. Или я попросила художника нарисовать что как ему кажется подошло бы к релизу, а он нарисовал, ну... В общем, всё это приходит с опытом тоже. Сейчас я работаю в основном с людьми, в которых я изначально очень уверена и все, что они делают, готова прям не глядя выпускать.
17
Возвращаясь к началу разговора — сильно ли увеличилось количество подписываемых документиков в сравнении с 2010 годом?
На сто процентов!
19
Обложка одноимённого альбома «Наадя» (2014)
У тебя ещё до появления Наади был паблик, куда ты выкладывала свои демо на русском, «Грицкевич, пой!», и несколько треков оттуда в итоге стали полноценными треками Наади. Стоит ли ждать ещё что-нибудь оттуда?
Ой, не знаю. Думаю, что не в ближайшее время точно!
20
По образованию ты журналист, какой вопрос ты бы задала Наде Грицкевич в завершении этого интервью?
Вот этот!
21
Материалы по теме: