У тебя есть Incompetence Records, планируешь делать обложки для участников лейбла?
Маячит на горизонте такая перспектива, но пока что все отлично справляются сами.
Помимо написания и исполнения, ты сам записываешь и сводишь свои релизы. Это вопрос удобства или полного творческого высказывания?
Сначала я это делал ради экономии денег. Когда мы только переехали в Москву с NRKTK, у нас все было очень плохо с финансами, мы долгое время не играли концерты просто потому, что не могли купить семплер. И то как звучит альбом «Планета любовь» — это следствие нашей бедности (смеётся). Непропорциональность грандиозности замысла и убогости технических возможностей создали этого монстра. Потом я вошел во вкус и продолжил все сам сводить. Правда, был период, когда я не сводил записи Glintshake, но потом понял, что больше устаю от процесса взаимодействия со звукачом, чем от сведения. И результат в итоге мне не очень близок. Поэтому я решил и дальше продолжать все делать сам, ну кроме мастеринга.
Ты ведь ещё и рисуешь, занимаешься ли оформлением чужих релизов? Могу вспомнить разве что обложку On-The-Go твоего авторства.
Ещё был сингл Наади, «ХХС»! Пока что делаю обложки только для своих проектов, но, скорее всего, скоро у этой моей деятельности появится новая сторона — интенсив про визуальное оформление музыкального проекта. Мне предложили посотрудничать Bang Bang Education и я сейчас думаю над структурой занятий. Иногда ужасно грустно видеть плохие обложки у хороших альбомов.
Говоря об этом — во время, когда артисты могут выпускать материал на площадках самостоятельно, зачем нужен лейбл?
Лейбл, действительно, не очень нужен, это скорее кураторская подборка артистов, которые могут собраться в некую сцену. Возможно, со временем это возымеет какой-то эффект. Недавно я общался с одним британским журналистом, который через ГШ вышел на Incompetence и нашел для себя много интересного, сейчас он готовит материал про лейбл и предстоящие релизы. Очень надеюсь, что скоро удастся запустить какую-то регулярную вечеринку-хэппенинг от лейбла, потому что Incompetence постепенно вырастает из уютного междусобойчика во вполне разностороннюю историю, скоро добавятся еще два совершенно новых для нас артиста, Анатолий Никулин из Гатчины и Discours Synthétique из Петербурга.
У тебя за эти годы накопился большой опыт работы с лейблами разных размеров и ты никогда не был доволен. Можешь рассказать как не должен вести себя лейбл по отношению к музыканту?
Ох, это, конечно, очень болезненная история. Я бы скорее сказал, что музыканту от лейбла не стоит ждать ничего. Большинство независимых лейблов, в том числе и довольно крупных, очень крупных, практически не занимаются своими артистами, они просто выпускают материал и все. Когда они издают уже больших артистов, им даже не надо особо ничего делать, чтобы появились публикации, так как либо у артиста есть пиарщик, либо он настолько резонансный, что все только и ждут его новых релизов. Молодым остается барахтаться, пока есть силы держаться на плаву. Иногда они тонут из-за безумных контрактов, которые обязывают их, например, отчислять лейблу проценты с выступлений. Вот это точно вопиющая несправедливость. Я бы не сказал, что я сам хороший лейбл оунер, у меня мало ресурсов и всего две руки. Это так себе оправдание, нужно работать, чтобы лейбл стал функционировать как надо.
Ты был одним из основателей группы РТЫ, вы выпустили всего один сингл и распались, что пошло не так?
Сначала было очень весело вместе играть, мы назаписывали часов пять всяких джемов, а потом начали делать песни и как-то пытаться все превращать в поп, репетировать уже конкретный материал. По-моему, это и была основная ошибка, надо было стать группой, которая все играет от балды и выпускает по три альбома в год. И у нас был шанс такой группой стать, пока горел огонек энтузиазма. А потом он погас и вечеринка окончилась. Зато частично звук и идеи перекочевали в Интурист, к Кате в Kate NV и к Диме Мидборну, что тоже неплохо. Ну и после Ртов я стал играть с Витей Глазуновым, который стал постоянным барабанщиком полного состава Интуриста, и периодически с великолепным кларнетистом Андреем Бессоновым, это очень ценные результаты!
Насколько тебе вообще комфортнее работать с кем-то? Интурист, кажется, первый твой проект, у которого альбомы выходят с такой регулярностью.
Изначально я хотел играть со стихийными составами, кто под руку подвернется, но со временем я понял, что без сыгранности не так весело. Когда тот, с кем ты играешь, еще плохо тебя понимает, это может породить не только классные неочевидные решения, но и неприятные напряженные моменты, когда оба тянут телегу изо всех сил, но в разные стороны. Поэтому я собрал вокруг себя музыкантов, с которыми мы готовы играть и песни, и импровизации, и со всеми вместе, и с каждым по-отдельности. Это рождает кучу возможностей, новых вариантов звука и идей, поэтому у меня в голове всегда штук пять не записанных альбомов Интуриста. Сейчас я работаю над тремя.
Поступают ли тебе заказы со стороны на подобные услуги?
Да, на карантине свел челу рэп-альбом, сейчас вот еще кое-что подкинули. Я думал, что в связи с ковидычем не будет концертов до следующего февраля и набрал себе работы, а теперь в ужасе пытаюсь успеть и то, и другое. Я воспринимаю сведение чужой музыки не как работу, так как деньги это довольно скромные, а скорее как тренировку своих навыков на другом материале. Иногда это приносит просто колоссальную пользу.