«Тут важно то, что ты сам любишь какую-то музыку, сам её ищешь и хочешь ею поделиться — говорит он о поисках новой музыки для магазина, — и так же и с техникой. Ты сам интересуешься каким-то периодом изготовления, например, стрелочных усилителей, и пытаешься их как можно больше в магазин привезти. В общем, искать новую музыку и технику в магазин — это ежедневная интересная работа».
По словам Чинавата, желание открыть DiG возникло под впечатлением от культуры музыкальных магазинов в Европе. С ней они познакомились во время тура группы The Cavestompers, в которой тогда играли вместе с Ениосовым: «Мы росли и хотелось чем-то заниматься. Для меня важным событием стала наша с Гришей и ребятами поездка в 2009 году. Мы ездили в тур по Европе и там увидели во всех городах магазины пластинок. Даже в каком-то маленьком городке во Франции был магазин пластинок, меня это очень сильно удивило».
The Cavestompers @ Рязань' — 9 апреля 2011 года
Фото: Денис
«Первый год или полтора мы ничего не зарабатывали с магазина, вообще ничего, только вкладывали, — говорит Петя о не самом успешном старте, — но это очень весёлый период работы — у нас было очень мало пластинок, но много энергии и энтузиазма». Но уже тогда DiG проявлял одну из своих самых заметных отличительных черт — прямое общение с аудиторией: «Мы проводили какие-то мероприятия и прослушивания пластинок, которые заканчивались сильнейшими вечеринками. Главное ощущение от первого года работы магазина — ощущение того, что вокруг меня появилось очень много новых знакомых и друзей. И всё это куда-то двигалось, текло. Как быстрая река, которая начинает в каком-то русле течь. Мы ощущали себя больше рок-группой, нежели каким-то серьезным магазином».
Вопреки расхожему мнению о том, что связывать свою жизнь и бизнес с музыкой небезопасно экономически, магазин был открыт без каких-либо страхов и сожалений: «Мы открылись, когда мне было 25 и до этого момента я много чего пытался делать. Я много чего попробовал и в какой-то момент понял, что без музыки я просто не выдержу».
«Музыка — это очень мощная штука, которая очень сильно влияет на человека, хоть и человек на это и не обращает внимания — говорит Чинават о влиянии музыки на его жизнь, — я несколько раз замечал, что когда люди заходят в магазин и копаются в пластинках, можно включить какой-то альбом в большие колонки и атмосфера сразу изменится. Через музыку мы общаемся друг с другом».
Группой The Cavestompers музыкальная деятельность команды DiG'а не ограничивается — у магазина есть свой лейбл, на котором они издают интересных и близких по духу музыкантов, каждый из участников команды регулярно диджеит, Лёва пишет музыку под псевдонимом
Koyil, а Петя — фронтмен
группы Ветерок. И всё это, разумеется, не обошлось без влияния магазина: «Довольно сильно, конечно, на мою музыку повлияла работа в DiG'е, — говорит Петя, — все те пластинки, которые я слушал почти каждый день, сформировали мой вкус и ощущение звука. Мне кажется, тут магазин и группа в какой-то степени связаны».
Также магазин не забывает о поддержке местной сцены — с первого дня работы магазина в его стенах прошли десятки, если не сотни, живых выступлений, а с 2014 по 2017 год они вместе с Кооперативом «Чёрный» и командой клуба Ypsilon работали над клубом «ДИЧ», ставшим площадкой для многих начинающих групп, на данный момент являющихся одними из самых громких на сцене: «Я лично слежу за всей этой сценой, — говорит Чинават, — подписан на разные паблики и слежу за тем, что происходит на фестивалях. У нас было много живых выступлений, поддержка локальных артистов очень важна для нас».
Даже учитывая статус самого большого города в Европе, Москва — не самый туристический город. А туризм — важный элемент этого бизнеса и большая часть выручки любого музыкального магазина. Недаром все самые известные магазины находятся в главных туристических городах — Берлине, Лондоне, Париже, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе: «Люди часто балуют себя пластинками на отдыхе, это прям целый ритуал». Но поддержка со стороны покупателей и музыкальных энтузиастов всегда была достаточно сильной, чтобы магазин сталкивался с финансовыми проблемами как можно реже: «В первую очередь для магазина типа нашего важны заинтересованные люди, которые ценят музыку. В Москве их довольно много, за что им большое спасибо».
Коммьюнити, довольно быстро сформировавшееся вокруг DiG'а, не раз поддерживало магазин всевозможными способами — от помощи в перевозке пластинок на загородные фестивали до помощи при рейдерском захвате помещения: «В 2012 году мы взяли помещение у ребят в субаренду, не посмотрев оригинальные бумаги об аренде. Мы проработали там два года и к нам пришли какие-то парни и сказали “Выходите из этого помещения”, мы поспорили, сказали, что платим деньги за помещение и никуда не пойдём. Они не захотели показывать документы, просто прессовали нас. Не очень приятная ситуация была. Мы не хотели отдавать помещение, мы считали его своим. Но нам пришлось уйти, потому что у человека, который нам сдавал помещение, толком никакого договора не было, видимо. Но нас поддержали десятки людей. Это важный опыт в жизни нашего магазина, да и моей собственной».
И ограничения, с которыми столкнулись магазины во время карантина летом 2020 года, конечно же, не стали исключением — во время пандемии магазин стал продавать виртуальные сертификаты, дающие возможность покопаться в подсобке магазина среди неразобранных пластинок, ещё не попавших на прилавки и, к удивлению Чинавата, они вызывали большой интерес у покупателей: «Я даже не уверен, что все в итоге пришли с целью покопаться среди неразобранных пластинок. Просто люди захотели нам помочь, это было круто».
Статья на ресурсе Медиазона
Несмотря на пережитые кризисы, многочисленные переезды и прочие проблемы, DiG строит планы на 2021 год: «Мы всегда поддерживаем локальную сцену и в этом году мы надеемся наладить дистрибуцию отечественных релизов по России и за рубежом, потому что часто артисты или лейблы делают тираж, но не знают, что с ним делать. И очень хочется качественно улучшить продажи техники, для этого есть идеи и постепенно всё к этому идёт. Нам нравится давать людям возможность начинать слушать винил сразу с качественным оборудованием. Мы продаем наборы из проигрывателя, усилителя, колонок и человек может прийти к нам и забрать их, а уже вечером начать слушать пластинки. Также надеемся, что летом состоится фестиваль с близкими нам по духу артистами, но об этом расскажем позже».