Как работают музыкальные магазины: DiG Store
интервью
Рома Павлов
22 февраля 2021
иллюстрация
Костя Смирнов
Зачастую некоторые музыкальные магазины общаются с нами лучше или понятнее других, ну или просто мы лучше их понимаем. Причин сотни — от хорошего продавца до интерьера и громкости музыки, играющей на фоне. Но всё это не так важно, когда речь заходит о самих пластинках. В погоне за новинками и гарантированной окупаемостью, многие магазины теряют любовь покупателей, в то время как магазины, основанные музыкальными фанатами, часто не продерживаются на рынке больше двух лет. Но есть исключения.
10 июля 2010 года Гриша Ениосов и Петя Чинават, державшие в то время дистро Plastic Cave, объединились с владельцем онлайн-магазина Long-Play Ваней Смекалкиным и открыли DiG Store — один из самых интересных музыкальных магазинов в России.
В рамках исследования независимого музыкального бизнеса в России и странах СНГ, мы поговорили с Чинаватом и попросили его рассказать о важности диггерства, взаимоподдержке и планах магазина на 2021 год.
На данный момент в команде DiG'a пять человек — Давид Datiko, Лёва Житский, Денис Рябов, Ваня и Петя. Гриша трагически погиб в 2016 году, но его фестиваль Proof of Fuzz, ставший культовым для фанатов гаражной музыки, продолжает проходить каждый год в канун его дня рождения силами друзей и товарищей.

Стоит помнить, что в России к 2010-му году винил был не самым популярным носителем – абсолютный лидер местного рынка «Мелодия» к тому моменту не выпускала пластинки уже 15 лет, хотя когда-то печатала минимум по 200 миллионов экземпляров в год. Рост продаж пластинок начался ещё за три года до этого, в 2007-м, но если верить исследованиям, в 2010-м была продана лишь одна седьмая от того, что продают сейчас. Одна из причин такой разницы – отсутствие до середины 10-х регулярного производства пластинок. Почву тогда прощупывали разве что лейблы инди-музыки — гиганты индустрии не были заинтересованы в продаже пластинок ещё с 90-х, а независимые артисты из-за маленького рынка производителей не могли себе позволить печать своего маленького тиража.
Желание открыть магазин с таким неходовым тогда товаром он объясняет большей ценностью винила как носителя и объект искусства: «Выпустить пластинку не так просто. Как минимум, тебе нужно сделать специальный мастеринг. Ты в принципе очень много работаешь над своей музыкой. И я получаю большое удовольствие, когда слушаю классно сделанную и записанную пластинку. Или когда мне попадается какой-то старый, круто сделанный проигрыватель или усилитель, сохранившийся до наших дней в хорошем состоянии. Это как произведение искусства, хоть и утилитарное».
Отличие DiG от остальных заключается в том, что магазин продолжает делать акцент на вторую жизнь старых пластинок и по-кураторски подходит к выбору ассортимента магазина. Что неудивительно, ведь первое время они продавали пластинки из своих собственных коллекций: «Когда мы открывались, лично я вообще терпеть не мог поп-музыку. Она играла и я вообще ничего не ощущал — говорит Петя, — Прошло десять лет и мои ощущения изменились. Та же самая музыка, которую я ненавидел десять лет назад, сейчас мне очень нравится. У нас у всех вкусы меняются с годами, но как магазин мы не особо работаем с популярной музыкой. Разве что у нас иногда всякие фотосессии устраивают (смеётся)». Музыкальное просвещение и коммуникация с покупателями через музыку, играет большую роль для команды DiG'а – например, каждую неделю они выбирают по одной любимой пластинке и выставляют на полку «Выбор сотрудников».
«Нам нравится находить что-то необычное. Это всегда кайф, когда ты слушаешь какого-то не очень известного артиста и тут “бум!”, и у него какой-то интересный трек. А если он есть только на виниле, то твой день точно удался. Это всегда приятно — копаться вглубь и одновременно вширь».
Пётр Чинават
Smokey Haangala
Aunka Ma Kwacha
2000 руб. Продано
Выбор сотрудников
(28 декабря 2020 года)
«Тут важно то, что ты сам любишь какую-то музыку, сам её ищешь и хочешь ею поделиться — говорит он о поисках новой музыки для магазина, — и так же и с техникой. Ты сам интересуешься каким-то периодом изготовления, например, стрелочных усилителей, и пытаешься их как можно больше в магазин привезти. В общем, искать новую музыку и технику в магазин — это ежедневная интересная работа».
По словам Чинавата, желание открыть DiG возникло под впечатлением от культуры музыкальных магазинов в Европе. С ней они познакомились во время тура группы The Cavestompers, в которой тогда играли вместе с Ениосовым: «Мы росли и хотелось чем-то заниматься. Для меня важным событием стала наша с Гришей и ребятами поездка в 2009 году. Мы ездили в тур по Европе и там увидели во всех городах магазины пластинок. Даже в каком-то маленьком городке во Франции был магазин пластинок, меня это очень сильно удивило».
The Cavestompers @ Рязань' — 9 апреля 2011 года
Фото: Денис
«Первый год или полтора мы ничего не зарабатывали с магазина, вообще ничего, только вкладывали, — говорит Петя о не самом успешном старте, — но это очень весёлый период работы — у нас было очень мало пластинок, но много энергии и энтузиазма». Но уже тогда DiG проявлял одну из своих самых заметных отличительных черт — прямое общение с аудиторией: «Мы проводили какие-то мероприятия и прослушивания пластинок, которые заканчивались сильнейшими вечеринками. Главное ощущение от первого года работы магазина — ощущение того, что вокруг меня появилось очень много новых знакомых и друзей. И всё это куда-то двигалось, текло. Как быстрая река, которая начинает в каком-то русле течь. Мы ощущали себя больше рок-группой, нежели каким-то серьезным магазином».

Вопреки расхожему мнению о том, что связывать свою жизнь и бизнес с музыкой небезопасно экономически, магазин был открыт без каких-либо страхов и сожалений: «Мы открылись, когда мне было 25 и до этого момента я много чего пытался делать. Я много чего попробовал и в какой-то момент понял, что без музыки я просто не выдержу».

«Музыка — это очень мощная штука, которая очень сильно влияет на человека, хоть и человек на это и не обращает внимания — говорит Чинават о влиянии музыки на его жизнь, — я несколько раз замечал, что когда люди заходят в магазин и копаются в пластинках, можно включить какой-то альбом в большие колонки и атмосфера сразу изменится. Через музыку мы общаемся друг с другом».
Группой The Cavestompers музыкальная деятельность команды DiG'а не ограничивается — у магазина есть свой лейбл, на котором они издают интересных и близких по духу музыкантов, каждый из участников команды регулярно диджеит, Лёва пишет музыку под псевдонимом Koyil, а Петя — фронтмен группы Ветерок. И всё это, разумеется, не обошлось без влияния магазина: «Довольно сильно, конечно, на мою музыку повлияла работа в DiG'е, — говорит Петя, — все те пластинки, которые я слушал почти каждый день, сформировали мой вкус и ощущение звука. Мне кажется, тут магазин и группа в какой-то степени связаны».
Группа Ветерок
Bandcamp
Также магазин не забывает о поддержке местной сцены — с первого дня работы магазина в его стенах прошли десятки, если не сотни, живых выступлений, а с 2014 по 2017 год они вместе с Кооперативом «Чёрный» и командой клуба Ypsilon работали над клубом «ДИЧ», ставшим площадкой для многих начинающих групп, на данный момент являющихся одними из самых громких на сцене: «Я лично слежу за всей этой сценой, — говорит Чинават, — подписан на разные паблики и слежу за тем, что происходит на фестивалях. У нас было много живых выступлений, поддержка локальных артистов очень важна для нас».
Даже учитывая статус самого большого города в Европе, Москва — не самый туристический город. А туризм — важный элемент этого бизнеса и большая часть выручки любого музыкального магазина. Недаром все самые известные магазины находятся в главных туристических городах — Берлине, Лондоне, Париже, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе: «Люди часто балуют себя пластинками на отдыхе, это прям целый ритуал». Но поддержка со стороны покупателей и музыкальных энтузиастов всегда была достаточно сильной, чтобы магазин сталкивался с финансовыми проблемами как можно реже: «В первую очередь для магазина типа нашего важны заинтересованные люди, которые ценят музыку. В Москве их довольно много, за что им большое спасибо».
Коммьюнити, довольно быстро сформировавшееся вокруг DiG'а, не раз поддерживало магазин всевозможными способами — от помощи в перевозке пластинок на загородные фестивали до помощи при рейдерском захвате помещения: «В 2012 году мы взяли помещение у ребят в субаренду, не посмотрев оригинальные бумаги об аренде. Мы проработали там два года и к нам пришли какие-то парни и сказали “Выходите из этого помещения”, мы поспорили, сказали, что платим деньги за помещение и никуда не пойдём. Они не захотели показывать документы, просто прессовали нас. Не очень приятная ситуация была. Мы не хотели отдавать помещение, мы считали его своим. Но нам пришлось уйти, потому что у человека, который нам сдавал помещение, толком никакого договора не было, видимо. Но нас поддержали десятки людей. Это важный опыт в жизни нашего магазина, да и моей собственной».
И ограничения, с которыми столкнулись магазины во время карантина летом 2020 года, конечно же, не стали исключением — во время пандемии магазин стал продавать виртуальные сертификаты, дающие возможность покопаться в подсобке магазина среди неразобранных пластинок, ещё не попавших на прилавки и, к удивлению Чинавата, они вызывали большой интерес у покупателей: «Я даже не уверен, что все в итоге пришли с целью покопаться среди неразобранных пластинок. Просто люди захотели нам помочь, это было круто».
Статья на ресурсе Медиазона
Пост в Facebook
Несмотря на пережитые кризисы, многочисленные переезды и прочие проблемы, DiG строит планы на 2021 год: «Мы всегда поддерживаем локальную сцену и в этом году мы надеемся наладить дистрибуцию отечественных релизов по России и за рубежом, потому что часто артисты или лейблы делают тираж, но не знают, что с ним делать. И очень хочется качественно улучшить продажи техники, для этого есть идеи и постепенно всё к этому идёт. Нам нравится давать людям возможность начинать слушать винил сразу с качественным оборудованием. Мы продаем наборы из проигрывателя, усилителя, колонок и человек может прийти к нам и забрать их, а уже вечером начать слушать пластинки. Также надеемся, что летом состоится фестиваль с близкими нам по духу артистами, но об этом расскажем позже».
Материалы по теме: