Playlist 19

avant-garde
собрали
11
января
・ 2020
Первый в 2020 году плейлист был предоставлен группой СОЮЗ из города Минск — треки были тщательно отобраны Лешей, фронтменом коллектива. Также подборка была снабжена подробной инструкцией по применению:
«Слушать эти песни можно, конечно же, в любое время суток и в любой жизненной ситуации, но в этой комбинации они превращаются в мощное оружие против похмелья. Плейлист собран по специальной методике: он постепенно выводит незадачливого выпивоху из неприятного состояния. В некоторых случаях плейлист даже способен подарить слушателю некоторое кратковременное просветление. Автор снимает с себя ответственность за возможные побочные эффекты, возникшие при прослушивании плейлиста».
jazz
avant-folk
00:00
Eduardo Mateo
Монтевидео, Уругвай, 1990. Ayui/Tacuabe, La Maquina Del Tiempo — 3er Viaje Vuelta

Открывает плейлист прекрасный уругвайский музыкант Эдуардо Матео, причем, в своем самом зрелом периоде: с жужжащими, как муха, дешевыми синтезаторами, ползающим, будто змея, октавным басом и стрекочущей перкуссией — как видите, довольно натуралистичная картинка получается.
05:14
Ahmed Malek
Берлин, Германия, 2017. Habibi Funk Records, The Electronic Tapes

Алжирский кинокомпозитор Ахмед Малек наиболее известен по работам 60-70-х годов, в которых он сочетал фанк с арабским колоритом. Но в этом треке ничего из вышеперечисленного нет, а все дело в том, что Ахмед также успел отметиться как один из пионеров электроники. В начале 80-х он много экспериментировал с синтезаторами и полевыми записями и презентовал эти работы на разных авангардных фестивалях Кубы и США, однако они не были выпущены при жизни композитора. Исправить эту ситуацию решил лейбл Habibi Funk: они получили мастер-треки от семьи музыканта и передали их Natureboy Flako, который их искусно скомпилировал. Как результат, эти работы Малека не потеряли прелести ранней электроники и в то же время звучат свежо.
08:41
David Borden
Дордрехт, Нидерланды, 1981. Red Music, Music For Amplified Keyboard Instruments

Дэвид Борден внес свое имя в историю музыки, основав в 1969 году один из первых полностью синтезаторных ансамблей, Mother Mallard's Portable Masterpiece Company, который сперва исполнял произведения композиторов-минималистов, а позже — самого Дэвида. Как в этом коллективе, так и в сольном творчестве Бордена характеризует медитативное минималистичное звучание.
15:03
Ernest Hood
Портленд, США, 1975. Rexius Records, Neighborhoods

Эрнеста Худа можно назвать музыкантом-документалистом: на альбоме 1975 года он легко и свободно собирает коллаж из алеаторических музыкальных зарисовок и записей повседневной жизни: дети разговаривают в магазине, по соседней дороге проносится машина, кто-то играет на губной гармошке. Альбом задумывался автором как ностальгическое воспоминание о своем детстве в послевоенное время, а получился о том, насколько чувства, которые мы испытывали, будучи детьми разных поколений, похожи и универсальны.
21:32
Ka Baird
Чикаго, США, 2017. Drag City, Sapropelic Pycnic

Одна из самых изобретательных исполнительниц нашего времени, Кэтлин Бэрд, начинала как участница группы Spires That In The Sunset Rise, в составе которой с 2001 года выпустила 11 альбомов на стыке авангарда, психоделики, этники и духовной музыки. Последние несколько лет она продолжает поиски на этой почве, но уже сама. Бэрд недавно отмечала, что становится «все менее заинтересованной в виртуозности и оборудовании». Вместо этого ее интересует, скорее, состояние транса и то, как его можно достичь.
26:35
Sebastião Tapajos
Буэнос-Айрес, Аргентина, 1972. Trova, Sebastiao Tapajos & Pedro Dos Santos

Бразильский гитарист-виртуоз Себастиао Тапажос записал более 50 альбомов с 1963 года. В плейлисте звучит небольшая инструментальная зарисовка для гитары и перкуссии из его совместного альбома с Педро Дос Сантосом 1972 года.
30:32
Pippo Spera
Монтевидео, Уругвай, 1991. SONDOR, Que Te Voy a Decir

Надо сказать, чуть ли не вся уругвайская музыкальная тусовка отметилась на этом импрове. Кстати, и Эдуардо Матео, который открывал этот плейлист, тут тоже участвует. Еще из наиболее видных деятелей здесь можно заметить Уго Фатторусо — это пианист и композитор, приложивший руку ко многим уругвайским и бразильским альбомам и поработавший с такими столпами, как Милтон Насименто, Шико Буарке и Рубен Рада. А еще отчетливо слышится, как в начале трека кто-то по-русски говорит «ну давай».
34:06
Nelson Angelo
Лез Эрбье, Франция, 1974. Saravah, Nana, Nelson Angelo, Novelli

«Tiro crusado» — один из ключевых треков альбома «Nana, Nelson Angelo, Novelli», где под скромным «Nana» скрывается Нана Васконселос — легендарный бразильский перкуссионист, певец и инноватор джазовой импровизации, много лет сотрудничавший с Доном Черри и Джоном Хасселлом. Сама песня «Tiro Crusado» принадлежит авторству Нельсона Анджело — одного из главных гитаристов в истории бразильской популярной музыки. Стоит отметить, что это не первое воплощение песни: советую обратить внимание на ее оригинал из совместного альбома Нельсона Анджело с певицей Joyce 1972 года.
38:20
Uakti
Рио-де-Жанейро, Бразилия, 1989. BMG, Mapa

И снова бразильцы. Uakti — это квартет перкуссионистов, известный тем, что инструменты для выступлений они придумывали и собирали себе самостоятельно. Выбрались, что называется, в люди они через Милтона Насименто, поучаствовав в записи его альбома «Sentinela» 1980 года, а спустя 10 лет они уже коллаборировали с Филипом Глассом и Полом Саймоном.
42:53
Nuno Canavarro & Carlos Maria Trindade
Кашкайш, Португалия, 1991. União Lisboa, Mr. Wollogallu

О Нуно Канаварро в принципе известно немного: он из Порто и в 80-х учился на архитектора. Тем не менее, его эмбиент-альбом «Plux Quba» 1988 года приобрел культовую известность и повлиял на дальнейшее развитие электронной музыки, предвосхитив, например, использование цифрового глитча как художественного приема. Чуть менее известен еще один альбом, в котором поучаствовал Канаварро — это коллаборация 1990 года с его товарищем по имени Карлос Мария Триндад. Тут появляется ритм, которого обычно избегал «Plux Quba», но элементы случайности, за которые любят Нуно, никуда не пропали.
49:55
Hermeto Pascoal
Лондон, Великобритания, 2017. Far Out Recordings, Viajando Com O Som (The Lost '76 Vice-Versa Studio Session)

Один из самых экстраординарных бразильских музыкантов, композитор и мультиинструменталист Эрмето Паскоаль, за свою огромную карьеру чего только не перепробовал, и практически все это у него получалось убедительно. На ютюбе можно найти, например, видео, где он еще в 80-х записывает регармонизацию речи Ива Монтана, причем называет этот прием «Aura Sound» — так он запечатляет своеобразный «слепок души» человека через его речь. В треке, звучащем в плейлисте, Эрмето играет на родной ему флейте — это первый инструмент, на котором тот научился играть еще в раннем детстве.
55:05
Piero Umiliani
Рим, Италия, 1972. Liuto Records, Percussioni Ed Effetti Speciali

Совершенно удивительный человек Пьеро Умильяни. С одной стороны, почти каждый знает его задорную мелодию «Мана-мана», но человека любопытствующего Пьеро без изумления не оставит. В 1971 году он записал «Synthi time» — один из важнейших альбомов ранней электроники, в котором он раскрыл свой талант композитора с новой стороны. А спустя два года выходит альбом «Problemi d'oggi», посвященный социальным конфликтам и кризису в Италии, который открывает «Produzione» — фактически первый техно- /транс-трек в истории.
Больше плейлистов