TIHOTIHO: от интернет-объявлений до первого альбома

Коллектив TIHOTIHO впервые стал заметным на русскоязычной соул- и R&B-сцене после участия в компиляции треков Vol.1 под руководством лейбла «Masterskaya».


Начиная с января этого года, группа делится материалом с предстоящего второго альбома «Калейдо, часть 2», который логично станет продолжением дебютного релиза, запланированного на 16 июля. Опора на самых заметных представителей индустрии и богатый музыкальный опыт позволяет коллективу оставить в своем материале то, что наибольшим образом резонирует с каждым из участников и создать полную картину музыкального видения.

Фотографии: Макс Лепихин
В какой момент вы приняли решение о создании коллектива? Было ли это общим решением или кто-то один ответственен за эту идею?
М.: Первый состав группы был образован ещё в 2015 году с целью участия в университетском музыкальном фестивале. Я разместила объявление в студенческом сообществе в «VK». Там было написано что-то вроде: «Ищу музыкантов для участия в конкурсе».

Руслан и Саша, которые уже тогда играли вместе, незамедлительно откликнулись, мы начали репетировать и даже вроде бы выиграли этот конкурс. Вышло классно, и мы решили продолжить вместе творить музыку.

Мы начали делать то, что умеем — играть свои авторские наработки в барах Краснодара, но в итоге пришли к выводу, что нам нужно расширяться и в количественном, и в профессиональном плане, так как вокал, барабаны и бас — не самый выигрышный музыкальный состав. Тогда в результате долгих поисков (и многочисленных импровизированных прослушиваний) к группе присоединился Олег и привнес в музыку группы богатство гармонии и насыщенность аранжировок.

Вторым клавишником стал Андрей, а в 2018 к нам присоединился и Борис. Нам стало максимально комфортно творить нечто иное, похожее на ту музыку, которую мы сами слушаем и любим.

Так, в 2017 году, мы встали на новые музыкальные рельсы и начали писать музыку близко к той, что вы слышите сейчас. Было несколько разных песен и невыпущенный первый мини-альбом, а в 2018 мы выпустили сингл «ЯЛТЧН» на лейбле Ивана Дорна «Masterskaya».
«Masterskaya». Фото: Тетяна Федорнак

Говоря об акцентировании вашего внимания на музыке, хочется узнать, в какой момент жизни и при каких обстоятельствах каждый из вас стал принимать своё участие в создании музыки.

О.: В детстве я стал замечать, что все звуки, которые меня окружают, складываются в определённую музыкальную концепцию. Я запоминал достаточно большие мелодии и в точности пропевал их. Мне очень повезло, что родители заметили и придали этому значение, отправив меня в музыкальную школу по классу фортепиано, а затем музыкальный колледж.

Я никогда не хотел ограничиваться лишь только инструментальной игрой, мне нужно было создавать свою музыку. Дальше оставалось только черпать знания и искать свое предназначение в музыкальном мире, где свое место нашла и наша группа.
М.: Я пела с самого детства в школьном хоре. Это было не очень серьезно — просто много слышащих детей поют красивые детские песни на школьных мероприятиях, однако это было со мной всегда. В таком любительском режиме я продолжала петь на конкурсах и в университете, а лет в 20, поймав себя на сочинительстве и познакомившись с ребятами из будущей группы, я точно поняла, что хочу связать себя с музыкой в профессиональном плане — полностью, бескомпромиссно и со знанием дела.
Р.: В школе я просто был большим фанатом музыки. Тогда еще не было стриминга, я не был подписан на музыкальные паблики, а из музыкальных публикаций до меня в Благовещенске доезжал только журнал «Classic Rock» (который я, кстати, охотно читал). Поэтому большинство моих вечеров после школы я проводил за компьютером, лазая по веткам форумов на «Torrents.ru» в поисках новых альбомов разных артистов: тогда мне нравился старый и современный фанк, различный рок и прогрессив метал, лёгкий джаз, старый R&B и соул, а рэп я в то время все ещё презирал.

Мне нравилось складывать музыку по папочкам, искать правильные обложки для каждого релиза, прописывать тэги в iTunes и еженедельно обновлять свой iPod на 8GB. Так, постепенно меня затянуло, и в 12 лет я озвучил родителям, что хочу себе барабанную установку. Они сказали, что сперва надо чему-то научиться, отдали меня к преподавателю, а на свой 13-й день рождения я получил в подарок свои первые барабаны. Занимался с переменным успехом лет до 19-ти, и только в этом возрасте осознал, насколько я хочу стать настоящим музыкантом. С тех пор усердно к этой цели и иду.
Журналы «Classic Rock»
Кто вдохновлял каждого из вас в начале пути? Изменились ли эти герои на настоящий момент? Чей пример помогает вам продолжать начатое дело?
М.: Когда я решила, что обязана себе заниматься музыкой, меня вдохновляли классики джаза и фанка: Нина Симон, Рэй Чарльз, Чака Хан, Джеймс Браун и т.д. Как ни странно, и The Beatles были в этом списке.

Сейчас же меня вдохновляет фанк 70-80-х и мои современники — R&B- и Soul-исполнители, которые трансформируют жанр, превращая его в удивительное музыкальное явление. Например, Solange, Hiatus Kaiyote, Эрика Баду, Tyler The Creator, Childish Gambino и другие.
О.: В 7 лет мама подарила мне сборник кассет с классической музыкой, а так же бонусом классику джаза, но тогда я мало что из этого смог оценить по достоинству.

Впоследствии этот детский опыт позволил мне вдохновляться как классиками, так и теми, кто вырос на их наследии. Среди них: Роберт Гласпер, Билл Эванс, Майлз Дэвис, Фаррелл Уильямс, Boi-1da, Tyler The Creator, Канье Уэст, Эдуард Артемьев, Сергей Рахманинов.
Р.: Я прекрасно помню всю свою музыкальную эволюцию, потому что iTunes любезно сохранял всю мою музыку, что я слушал на айподе в детстве, а теперь она вся оказалась добавлена в мою медиатеку Apple Music. Изначально я любил старый рок типа Black Sabbath, Deep Purple, Rainbow и прочий, так называемый, «классик-рок», потом перешёл на музыку посовременнее и потяжелее: лет в 13-14 мне нравилось колбаситься под ню-метал типа Disturbed и Adrenaline Mob, я любил прогрессив метал со всякими запилами, Dream Theater были моими идолами вплоть до переезда в Краснодар в 16 лет.

Сейчас тяжелую музыку практически не слушаю, только если есть настроение поностальгировать. Помимо этого, я слушал много блюза, фанка, соула, очень любил музыку вроде Роя Айерса, Отиса Реддинга, Марвина Гея. Благодаря фанку я узнал о хип-хопе и джазе, из-за фанковых танцевальных ремиксов на рэп-классику из 90-х я начал увлекаться речитативом. Сейчас я также слушаю много разного джаза, люблю Фредди Хаббарда, Херби Хэнкока, Майлза, также всю современную джазово-хип-хоповую сцену: Роберт Гласпер, Террас Мартин, The Roots, A Tribe Called Quest — всех не перечислить.

Скажем так: все, что каким-то образом стоит на пути между Дюком Эллингтоном и Lil Uzi Vert — это моя музыка.
Есть ли кто-то, кого мы могли бы выделить из русскоязычной сцены? С кем хотелось бы разделить сцену?
Р.: Сейчас есть много артистов, кто нам близок в музыкальном плане. Когда мы начинали писать музыку, нам казалось, что в наших жанрах в СНГ практически никто не работает. Но это не так. Как минимум, в этом году вышло много классного рнб.

Мне понравился последний релиз дуэта LOVANDA, совсем свежий альбом Dequine — это круто и по продакшену, и по текстам, и по её подаче: такая поп-музыка очень музыкальна, её интересно слушать.

Естественно, есть Иван Дорн и Tesla Boy, мне нравится следить за СБПЧ, хоть музыка и не совсем близка к нашей. Мы очень рады, что у нас появляется всё больше и больше артистов, которые на первое место ставят музыку, которые делают то, что звучит у них в головах, а не то, что точно зайдет или взорвёт.
TIHOTIHO в Амфитеатре парка «Краснодар» 06.07.19
Вспоминая слова Олега (продюсер) о влиянии русской культуры на музыку коллектива, интересно узнать конкретные примеры вдохновения. Кто из композиторов помогает тебе в определении нужной формулы создания трека?
О.: Русская музыка всегда была уникальной. Помимо принадлежности нашему фольклору она впечатляет своим масштабом, глубиной, но в то же время простотой и полётностью. Сергей Рахманинов и Эдуард Артемьев вдохновляют меня своим особым умением чувствовать музыку.
Переосмысливая наследие, которое в 90-х в России старались забыть, мы возвращаем нашей популярной музыке её фундаментальное начало.
Не так давно у вас вышел клип «Фантазия», который достаточно прост в понимании. Есть ли в нём какие-то скрытые смыслы, послания и отсылки, понятные только вам? Или основной работы стала простота и желание создать нужный вайб?
М.: «Фантазия» очень проста и понятна в контексте карантина и самоизоляции — поэтому мы и сочли период пандемии идеальным моментом для выпуска этой песни вместе с клипом.

Но вообще эта песня писалась ещё год назад, и посвящена она человеку, постоянно скучающему в обыденной реальности. Он пользуется любым моментом для своих фантазий и придумывает себе красочные истории. В песне он цепляется за прошедшую мимо девушку и начинает фантазировать без особого смысла — просто так. Бэки на припеве говорят об этом:

«Ты прошла мимо,

Взгляда мне хватило,

Мне не нужно тело,

Только атмосфера.

Какая ты — не знаю

Я сам решу, какая

Только я создатель

Всех моих фантазий»

Кстати, в клипе вместе с одиноким парнем ещё должна была скучать одинокая девушка из его фантазий. Мы уже начали снимать красивую девушку Машу в 3 часа ночи, однако резко и неожиданно её фронтальная камера дала сбой, поэтому мы быстро решили, что так появится даже дополнительный шарм, если главный герой будет во всей этой ситуации совсем один.
Какую роль играет визуальная составляющая в вашей работе? Уделяете ли вы ей столько же внимания, сколько и музыке? Или больше идет как сопровождение?
Р.: Нам хотелось бы уделять этому аспекту намного больше внимания, чем получается это делать на данный момент. Но музыку от начала и до конца мы делаем самостоятельно (платили только за мастеринг), а вот качественный визуал требует намного больших вложений. Сейчас благодаря друзьям и талантливым людям в нашем окружении мы делаем максимально хорошо, насколько это возможно, но по мере появления финансов точно будем делать круче и больше. У нас много идей для клипов на многие песни с нового альбома, надеемся, что чуть позже получится что-то из этого воплотить.

Мне кажется, это отличная возможность выразить благодарность всем талантливым людям, кто нам с визуалом помогал. Клип Египет, обложки к некоторым трекам и монтаж документального фильма делала наша талантливая подруга Полина Докучаева, «Фантазию» нам снимал по веб-камере Ваня Чистилин, за съемки и монтаж лайва на песню «Шаги», а также съемки нашего документального фильма отвечал Стас Черненко, а также многие другие, кто помогал на съемках, снимал, фотографировал и всячески выручал. Огромное спасибо и шатаут всем этим людям.
Как сказались недавние ограничения в передвижении и взаимодействии на вашем рабочем процессе? Легко ли всё было перенесено в онлайн? Была ли написана какая то музыка в подобном формате?
М.: Карантин совпал с подготовкой и доработкой второго альбома, и это сыграло нам на руку. В таком режиме мы все имели возможность остаться с материалом наедине и пересмотреть его. Мы спокойно и последовательно изменили и улучшили аранжировки, мелодии и тексты, а также Олег свел весь этот альбом у себя дома в наушниках.

Думаю, что в обыденной суете и занятости у нас не было бы пространства так глубоко и внимательно переосмыслить альбом.
Обложка предстоящего релиза:
Калейдо, часть 2

Автор: Александра Богучарская (@alexisamell), Инес Туми (@insetmi)
Есть ли какие то трудности в вашей геолокации? Поездки на возможные выступления, нехватка необходимого аппарата, ограниченность мест выступления и т.д.
Р.: Да, сложности определенно есть. В Краснодаре особенно нет музыкальной индустрии, здесь есть хорошие музыканты и коллективы, появляются фестивали и заведения, куда нас зовут выступать, но это все не в таком масштабе, как это есть в Москве. Но и в Москве не то, что в Лос-Анджелесе. Поэтому пока что довольствуемся тем, что есть.

Переезд нам жизненно необходим, это сейчас одна из основных проблем, которую нужно решить. Уже случалось много раз, что нас кто-то физически не может привезти на концерт в ту же Москву или Санкт-Петербург, потому что 6 человек + звуковик — это недешево, что на поезде, что на самолете.
Зато будь мы в Москве, мы бы не увидели Кисловодск и Пятигорск — очень красивые города!
В процессе поиска я наткнулся на клип, где Руслан (барабанщик) выполняет роль вокалиста, клавишника и ритм-секции. У каждого ли участника коллектива есть богатый инструментальный опыт? Или это больше случайность?
Р.: Богатым инструментальным опытом я бы это не назвал, но мы все пытаемся выходить за рамки своего инструмента, это точно. Я лично занимаюсь продакшеном для себя и пары хип-хоп-артистов, у которых скоро выйдут релизы, учусь сводить, пытаюсь изучать клавиши, не забываю о барабанах.

Мария сама продюсирует свои треки для мини-клипов в Instagram и играет на клавишах, мы сейчас хотим, чтобы у неё было больше своих партий в лайвах. Боря у нас поёт и пишет свои песни, занимается продакшеном, Андрей также пишет биты для разных артистов, а Саша вообще начинал в группе как басист, а сейчас играет на гитаре.

Ну про Олега чего и говорить — это наш личный Кевин Паркер, он и сводит, и мастерит, и поет, и гитару когда надо пропишет, почти 20 лет опыта в музыке дают о себе знать.
Два года назад вы приняли участие в компиляции треков, выпущенной лейблом Мастерская. Насколько данное участие и поддержка со стороны команды Дорна повлияли на ваше дальнейшее развитие?
Р.: Выпуск песни «ЯЛТЧН» дал нам очень сильный буст.

Во-первых, мы поняли, что наша музыка нужна, с ней можно чего-то добиться, мы сразу взялись за новые песни после выпуска компиляции, так что за это в первую очередь спасибо «Masterskaya» и Ване.

Во-вторых, благодаря этому сотрудничеству мы познакомились с Ваней лично, выступили у него и Дорнабанды на разогреве, на тот момент это был наш самый большой концерт. Ну и в целом эта песня до сих пор собирает больше всего прослушиваний из всего, что мы выпускали. Нас по ней узнают, многие благодаря этой компиляции впервые услышали наше имя, добавили себе песню, подписались на нас незнакомые нам люди.

Можно сказать, после того, как нас взяли в компиляцию, мы себя ощутили полноценными артистами, мы это считаем нашей отправной точкой.
Как в целом относитесь к коллаборациями и неожиданным совместным работам? Был ли подобный опыт в прошлом? Стоит ли ожидать подобного в ближайшем будущем?
Р.: Коллаборации — это всегда круто, никогда не знаешь, что у тебя будет на руках, когда выйдешь из студии. Опять же, из-за нашей локации это не всегда возможно, но мы определенно к этому открыты, нам нравится работать с другими людьми.

Недавно совершенно спонтанно нам написал Lolita Kox, сказал, что он проездом в Краснодаре, мы с ним круто поджемили, накидали за день демку, может, когда-нибудь выпустим. После выпуска альбома планируем коллаб с Игорем Завазальским — очень чувственный и интересный певец и музыкант, мы с ним познакомились на фестивале «Усадьба Jazz» в Сочи в прошлом году.

На этот альбом звали на фит Антоху МС и МС Сенечку, но не сложилось, к сожалению. Поэтому мы всегда рады и открыты к коллабам, так что если это интервью читает Трэвис Скотт — напиши нам, бро!
Уже в начале этого года стало ясно, что у вас готовится второй полноформатный релиз. Есть ли что-то, что особенно запомнилось каждому из вас в процессе создания материала?
М.: Главное в работе над этим альбомом — то, что он является для нас большим шагом вперёд и ярким показателем нашего роста.

Дело в том, что после выпуска первого альбома каждый из нас понял что-то для себя. Как надо думать, как надо играть, как надо писать, чтобы было ещё качественнее, глубже, доходчивее. И именно в работе над этим альбомом мы все смогли применить то, до чего мы дошли. Многие песни были уже почти готовы к тому моменту, но мы всё же решили кардинально изменить некоторые из них в лучшую сторону, и, нам кажется, у нас это получилось.
Другие материалы: