«Когда только началась история с «больше пятидесяти не собираться» и последующей отменой всех концертов и туров групп, мы с друзьями начали подготовку онлайн-фестиваля в поддержку бара «Успех» и еще одного дружественного пространства в Петербурге. Успели провести тестовую съемку/трансляцию, но потом рекомендации к самоизоляции граждан приобрели более строгий характер, и было принято решение от этой идеи отказаться, к сожалению. Ребятам из «Успеха» по-прежнему нужна помощь (сейчас стало известно, что администрация «Авиатора» планирует опечатать помещения баров «Успех» и «Punk Fiction». — Собственник помещений уже их опечатал — прим. редакции от 24 апреля). Информация о том, что можно сделать, есть в социальных сетях.
Также оказал небольшую поддержку ребятам из репетиционной базы-студии «Soundmark», ценностно — эти люди очень близки к тому, что происходит в DIY-сообществе.
Независимые площадки необходимо поддерживать, в них живет современная культура. Я чувствую себя частью этой культуры, и чувствую свою ответственность за сохранение этого пространства. Если этого не делать, то оно может быть замещено массовой культурой, часто имеющей искусственную природу, и номенклатурными ценностями.
Кризис, безусловно, может быть катализатором резкого роста осознанности, но мне кажется, что еще рано делать выводы. На мой взгляд, всем более или менее понятно, как работают бары и клубы, за счет чего они существуют. У меня нет ощущения, что в сложившейся ситуации кому-то открылось новое знание, как все устроено на самом деле. Скорее, положение дел сейчас является своего рода проверкой уже сформировавшегося на сегодняшний день уровня осознанности в сообществе, связанного с DIY. Например, перед Новым Годом Red Eyes усилиями неравнодушных собрали денег на оплату аренды, и тогда не было никаких ограничений и рекомендаций к самоизоляции…
Несколько лет назад мысль о создании фонда, поддерживающего бы DIY-инициативы, плотно сидела в моей голове, я даже пробовал общаться с разными людьми на тему реализации этого замысла. Но тогда не получилось придумать понятную, скажем так, экономическую модель фонда, и не получилось сформировать критерии, которые помогали бы понять, какие из субъектов этого панк-комьюнити важно поддержать, а какие, может быть, — нет. Внутренняя структура такого фонда, процесс принятия решений — тоже сложный вопрос. В итоге я вернулся к мысли, что в панке не может быть объективности по его природе, панк всегда существовал в парадигме субъективности, это и есть ценностное ядро этой культуры. А главным капиталом любого комьюнити является социальный капитал. Важно ходить на мероприятия, покупать билеты, покупать мерч у артистов, поддерживать локальные площадки, лейблы, музыкальные магазины и т.д., при возможности поддерживать инициативы, которые рождаются внутри сообщества. Сильному комьюнити не нужен такой фонд; на мой взгляд, оно в состоянии мобилизовывать собственные ресурсы для решения любых задач и преодоления возникающих перед ним трудностей. Там, где сила сообщества не велика, фонд — тоже не панацея, там нужна какая-то деятельность, направленная на развитие самого сообщества. Я могу ошибаться, конечно»