GNOOMES: «in the middle of nowhere» и любовь к себе
16 мая 2021
Алексей Патентный
фото
Катя Матвеева
интервью
GNOOMES — пермская группа, играющая в стилях шугейз и краут-рок с постоянным поиском звука. В интервью мы поговорили с двумя участниками группы — Машей и Сашей Пьянковыми. Ребята рассказали о намерении создать собственный лейбл, о предстоящем туре по России и том, как важно любить себя: «If you cannot love yourself, how in the hell you’re gonna love somebody else».
03
С: Вообще изначально начиная играть такую музыку в Перми, мы понимали, что аудиторию мы скорее всего только среди своих друзей найдем…

М: которых полтора землекопа…

С: Но, как показала практика, когда мы выложили первый EP, выхлоп был достаточно большой. Именно российский выхлоп. Но где-то внутри теплилась надежда, что мы сейчас начнем бомбить по лейблам и что-то получим. Маша сначала помогала нам с пиаром и стала отправлять наш релиз в различные блоги, и блоги тоже начали отвечать. И тогда наш первый полноформатный альбом мы стали отправлять на лейблы. Мы верили, что английский язык нам в этом поможет. Но дело еще и в том, что английский язык всегда был частью нашей жизни: мы росли на Monty Python, брит-поп был мое все: я вообще с этого начинал. Я побывал в Англии в 2008 году. Это неизгладимое впечатление на меня произвело: я понял, что хочу двигаться в эту сторону.

М: Не было еще такого интереса и бума к русскоязычной музыке в то время, когда мы начинали сотрудничать с иностранцами. Хотелось просто путешествовать. Это, наверно, самое главное вообще. Мы даже представить себе не могли, сколько мы будем путешествовать…

С: Учитывая еще, что на это время пришлась пресловутая культурная «пермская революция» в 2007-2011 годах. У нас был Пикник «Афиши», и к нам приезжали всякие там Tesla Boy…

М: и они все пели на английском...

С: И все равно некая инерция нас, как провинциальной группы, она все-таки была. Нам хотелось её преодолеть, хотелось показать, что мы тоже можем...
С момента основания группы в 2014 году вы работаете с английским языком (названия группы и релизов, лирика). Подразумевалась ли изначальная нацеленность на англоязычную аудиторию, на экспорт своей музыки?
02
С: На самом деле мы довольно часто по Центральной России гоняем…

М: Екб, Нижний, Москва, Питер — обычно у нас такая география, потому что так легче чисто по логистике. Но вот Казани у нас пока не было…

С: На самом деле нам, конечно, хотелось бы, чтоб вот эта дистанция между нами и российской аудиторией сокращалась. Это происходит, и мы чувствуем это. И у нас есть определенные планы на то, чтобы эту дистанцию дальше сокращать, именно в своем творчестве пытаясь найти баланс. В том числе, возможно, мы будем делать следующий альбом двуязычным: то есть запишем и на английском, и на русском. По крайней мере попробуем.
Вы устраиваете небольшой тур в мае. Как вы думаете, это поможет хотя бы отчасти устранить диспропорцию, что в России вас знают намного меньше, чем в Европе?
04
С: На самом деле, с каждым выпущенным альбомом мы делаем по одному официальному видео. Например, первый клип-мультфильм Roadhouse, нарисованный нашим другом Александром Кошелевым до сих пор порой можно увидеть по 2х2. Последнее видео Glasgow Coma State нам сделал кореш из Сан-Франциско Закари Джей Роделл, он использовал аналоговое глич-оборудование и исказил то, что мы сами записали на айфон на нашей студии.
В Rocket Recordings два человека — Крис Ридер, который нас курирует, и Джонни О’Кэролл. Так вот Джонни по образованию — видеограф и может сделать клип на мах. Но стилистика, в которой он работает, не совсем нам подходит. Это касалось всех видеографов, с которыми нам приходилось сотрудничать по крайней мере здесь в Перми, а их здесь естественно очень немного.

М: Это или такая серьезочка, где ручки с барабанами показывают, ножку с бочкой показывают. Или «давайте щас вам сделаем супер psychedelic, цветов туда всяких накидаем». Мы сами еще не могли найти язык, который бы визуально отражал то, что мы делаем. Но мы сейчас с Сашей вообще увлеклись темой визуальной, стараемся над этим работать...
У вас почти нет клипов. Как вы сами отмечаете в лекции ИМИ: «У нас с этим немножечко провал». Ваш лейбл Rocket Recordings предлагает какие-то решения этого вопроса?
01
Саша: Есть такая легенда, которая на самом деле не легенда, а реальный случай: году в 2013-ом мне приснился сон, где была сцена и на ней стояла ударная установка — знаешь, на ударных установках обычно пишут названия группы — там было написано GNOOMES. И я подумал, что это прикольное название для группы. В то время я был в свободном плавании, кавер-музыкант. И, когда пришла пора основать группу вместе с (бывшим) барабанщиком Пашей, я вспомнил, что есть отличное название.
То есть у нас даже не было мысли брать его или не брать. Была только эта опция...

Маша: Оно было идеально в нашем понимании. Доля инфантилизма тоже была в то время, безусловно. Это задумывалось, как что-то мечтательное с детскими переживаниями.

С: Паша мне тогда сказал, что, если есть группа Pixies, почему бы не быть группе GNOOMES. Со временем мы начали понимать, что гномы — это что-то такое мифологическое. Мы начали играть вокруг этого и строить сами свои мифы. На русском языке «гномы» звучит достаточно смешно, но в нашем контексте все окей.
Почему вы называетесь так, как называетесь? Расскажите про историю названия группы.
06
М: Конечно, у нас есть своя база людей. Мы собираем достаточно людей. Я не знаю, поскольку…

С: Ну сто человек…

М: Ну нет…

С: Сто человек, Маша. Будь честна. Но все эти сто человек, которые приходят, они честно приходят для того, чтобы послушать концерт, чтобы реально повзаимодействовать с нами. И это очень важно. С этими людьми у нас всегда есть контакт. И всегда есть от них фидбэк. Они могут по-честному сказать «мне это понравилось, а это не понравилось».

М: Мы им доверяем…

С: Без этого, без этой базы нам было бы сложно вообще быть группой. Эта поддержка, которая есть у нас в родном городе, очень сильно нас двигает. Для нас это, как мини-конференции, эти концерты с ними. К примеру, люди приходят и смотрят, какую новую примочку Дима купил на гитару, слушают этот звук, чтобы потом понять смогут ли они применить это у себя. В общем это все происходит для того, чтобы вдохновлять друг друга, чтобы эта машина не заканчивала свою работу…

М: Может быть, это такой ревайвл после долгого затишья после как раз, наверно, «культурной революции»…

С: Возможно...
В России, в том числе в Перми, вас знают меньше, чем за границей. Но тем не менее получаете ли вы какой-то фидбэк именно от пермяков?
08
М: Конечно, наша дружба развивалась. Мы были у его родителей на рождество.

С: Для нас Крис был сначала одним персонажем, потом — стал совершенно другим. Если раньше мы трясущимися руками писали емэйл и боялись получить ответ, то сейчас мы можем идти на амбразуру и получить какую-то серьезную критику, но это будет совершенно по-другому восприниматься нами.

М: Он нигде не был в России, но побывал в Перми. Это вообще уму не постижимо. Сразу прямым самолетом оказался у нас в аэропорту Большое Савино...
За это время как-то изменилась ваша коммуникация с Крисом Ридером (куратор ребят по лейблу)?
07
С: У нас с ними произошел необыкновенный мэтч. Мы, когда впервые оказались в Великобритании, сразу стали друзьями… Но не только это, потому что у ребят из лейбла есть куча друзей, которым они могут сказать «нет». Тут вопрос в том, что, возможно, между нами есть понимание того, как развивается лейбл и саунд, в котором мы находимся и развиваемся сами.

М: Плюс они нас направляют…

С: Но это никогда не бывает так, что мы должны, например, полностью изменить аранжировку, потому что она им не нравится. Это всегда что-то минимальное...

М: Эти правки всегда очень четкие. «Таймкод такой-то — здесь бы я изменил то-то».

С: Это всегда касается только скульптуры, архитектуры звука, назовем это так.
Вы являетесь подписантами Rocket Recordings вот уже 6 лет, то есть фактически с момента своего основания. Откуда такое постоянство в сотрудничестве?
05
М: Очень здорово, например, мне надо было человека на вход найти в последний концерт, когда мы привозили Lucidvox. И я написала в сториз нашей группы — у нас немного подписчиков еще — что нам нужен волонтер. И мне просто написали сразу пять ребят буквально за три минуты. Я была так счастлива от этого, мы так часто говорим о том, что хотим, чтобы молодые ребята больше участвовали. Но в итоге я выбрала самый первый ответ, договорилась — у человека не было фотографии. Я решила отречься от всех своих стереотипных мыслей. И в итоге он приходит, и видим мужчину средних лет, лет сорока, с седыми волосами. Совершенно не выглядит как слушатель Lucidvox или подобной музыки. Просто захотел к движухе присоединиться…

С: Прикольный оказался чувак. Весь концерт честно отстоял на входе.

М: Чем больше людей мы будем привлекать, тем лучше будет работать машина…

С: Все упирается в коммуникацию. Элементарный репост и объяснить своим друзьям, что состоится вот такая крутая штука — это тоже очень важный момент. И мы стараемся в своем комьюнити в Перми вот это вот и развивать. Ну и просто, блин, движухи очень мало...

М: Мы зависли в Перми из-за пандемии понятное дело, и нам надо было что-то делать. Мы не были отвлечены на эти поездки бесконечные… Пока что прикольно получается.
Вы говорили,что у «Эха» (промо-агентство, организованное Машей и Сашей) пластичный состав: вы стараетесь работать за счет волонтерской базы? Чем вам могут помочь заинтересованные люди?
10
М: Это всегда очень продуктивный диалог: и что касается музыки, и что касается дизайна…

С: Ну Rocket Recordings — такой лейбл. Мы всегда советуемся по поводу пиар-компании, по поводу радио-пиар-компании. Мы вместе выбираем, кого нанимаем, каких людей на том или ином этапе. Это лейбл содружества, скажем так. Здесь нет никакой директивы, никакого командного начала...
То есть всегда, когда вы что-то делаете, вы это обсуждаете лично с Крисом?
12
С: Дело в том, что наша пиарщица Лив, с которой мы уже на двух альбомах посотрудничали, была на коннекте с кем-то из Dazed. Они как раз набирали ребят со всего мира... То есть это была инициатива нашего пиарщика. И так получилось, что мы сразу придумали решение.
Как получилось,что журнал Dazed выбрал именно вашу группу для написания альтернативного гимна России?
09
С: Мы можем внести какую-то идею. Например, с последней обложкой мне очень хотелось использовать каллиграфию японскую. Это связано было с тем, что одним из мотивов альбома был дзен-буддизм, которым я увлекался в тот период прям очень плотно. И я предложил Крису, и он сказал «окей, будем вокруг этого строить». Мы специально заказывали каллиграфию у канадской художницы, которая на этом специализируется. Крис в итоге сделал макет на основе ее работы. Это прям была максимальная коллаборация с ним.
Основатели лейбла Rocket Recordings — дизайнеры по образованию. Они же, по вашим словам, делают обложки к вашим релизам. Очень редко визуальное отображение собственных идей доверяется кому-то другому. Как вы выстраиваете рабочий процесс объединения творческих составляющих с лейблом?
11
М: Туровые деньги мы убиваем в турах чаще всего, потому что мы любим хорошо жить. Плюс виза музыканта — это вообще полный трэш, это вообще сразу столько бюджета съедает.

С: Со стримов, я бы не сказал, что они прям много приносят нам. Правда, иногда бывают роялти, там, когда твою композицию используют солидные журналы, например. Но основная подкормка — это все-таки физические носители и мерч.
Как формируется ваш доход с музыки? Что преобладает — доходы с туров, с продажи физических носителей (пластинок, линейки мерча, кассет) или заработок со стримингов?
14
С: Мы уже два года пишем альбом и в общем-то довольно много времени находимся прямо на финишной прямой. Но, если до пандемии мне хотелось форсировать события, то сейчас, наоборот. Пандемия в этом смысле очень многому научила...

М: Ментально изменила...

С: Take your time, лучше еще немного повариться в самом себе или просто каких-то вдохновений понацеплять для того, чтобы уже работать над саундом и не воссоздавать того, что ты делал раньше, а прийти с чем-то новым. Чтобы тебе было интересно в этом процессе, что самое главное.

М: В этом плане последний альбом был очень тяжелым для нас с ментальной стороны.

С: Насчет планов, я думаю, что в будущем году мы точно выпустим что-нибудь...
Последний полноформатный релиз у вас вышел в июне 2019 года. Как вы пережили карантин? Стоит от вас ожидать больших релизов в ближайшее время (предстоящий сингл не в счет)?
16
М: Например, у нас с моей сестрой есть свое кафе и магазин. Даже уже это что-то большее — кооператив, комьюнити. Мы занимаемся этим уже шесть лет: кормим людей, возим интересные продукты. И, конечно, это очень много времени отнимает...

С: Я продюсирую. И это то, что меня вдохновляет на то, чтобы заниматься своим альбомом тоже. Потому что я начинаю пробовать всякие разные техники...
А какая работа?
13
С: «In the middle of nowhere» — любимая фраза журналистов...
Сказалось, наверно, еще, что вы из Перми, такой далекий уральский город?
15
С: Да, у нас уже есть трекинг половины треков...

М: Да, у нас сейчас просто и это, и это, и это...

С: У нас сейчас, к сожалению, очень много чего на повестке, и чтоб заняться альбомом нужно просто отключиться от всего, а пока что у нас нет такой возможности...

М: У нас есть еще работа...
Ну, это будет что-то полноформатное?
18
М: Прицепляемая аудитория во-первых, конечно же. То есть у нас есть хорошая фан-база в США, в том числе в Канаде. Мы это видим по прослушиваниями в Spotify.

C: Аудитория может быть, как по географическому принципу, так и по принципу того, на чем специализируется лейбл. We Are Busy Bodies совершенно по-другому видит своих музыкантов. Он перевыпускает всякий джаз, африканский даже 60-х годов. При том, что Rocket Recordings никогда не занимаются перевыпуском чего-то супер ультрастарого. Они как бы, наоборот, нацелены на то, чтобы делать что-то новое. И по географическому принципу, как Маша уже сказала, идет таргетирование на Канаду, может быть, чуть-чуть на Америку. В этом основная ценность, что ты просто таким образом прицепляешь и расширяешь. И тут нет никаких обид со стороны Rocket Recordings, потому что все прекрасно понимают, что существуют разные рынки.
В мае у вас выходит сингл, но уже на канадском лейбле We Are Busy Bodies. Какова главная ценность сотрудничества с разными лейблами?
17
М: Ну смотря, каким образом характеризовать слово «коллаборация». Для нас сборник ремиксов и есть самая, что ни на есть коллаборация…

С: Дело в том, что когда ты делаешь ремикс, ты все равно очень часто обсуждаешь с человеком «здесь сделать так», а «здесь — «так». То есть в любом случае коммуникация происходила и в каком-то смысле мы, действительно, можем это назвать коллаборацией. Буквально на этой недели мы с Машей обсуждали, что в рамках «Эха», когда будем привозить артистов, мы обязательно сделаем условия для них, чтобы они оставались хотя бы на один день в Перми и мы, возможно, бы приходили на студию и как-нибудь поджэмили, например…

М: Мы еще об этом не говорили нигде: мы решили запустить собственный лейбл небольшой под названием Zonned. Это будет лейбл в основном эмбиентной музыки, которую делают наши талантливые друзья из России, США, Англии и Мексики.
Изучала вашу дискографию и поняла, что у вас нет или почти нет коллабораций (если я не ошибаюсь, есть альбом ремиксов и только один сплит). Такое отношение к своей работе основано на чем-то конкретном?
19
М: Знаешь, мы сейчас полюбили такое шоу «Королевские гонки Ру Пола». Ру Пол — это такой мэтр для других дрэг-королев. Так вот каждая серия этого шоу заканчивается этой фразой: «If you cannot love yourself, how in the hell you’re gonna love somebody else».

C: Поэтому все начинается с себя в первую очередь.
Что вы можете посоветовать тем, кто хочет занять свою нишу и иметь международное признание?