PLAYLIST NO. 4

Сегодня сочинять электронную музыку может почти каждый, кто располагает персональным компьютером. При этом культурными гегемонами в пределах жанра, как и почти любого другого, остаются Соединенные Штаты и Великобритания. И в этой ситуации нет ничего удивительного — музыкальные инновации технического плана приходят к композиторам, а затем и к слушателям в основном из США. Так англоговорящие страны вытесняют остальной мир все дальше на периферию музыкальной истории.

Однако любая история искусства субъективна: Deep Cuts и 4'33 FM взбунтовались против диктата экономического превосходства, и составили короткий плейлист самого интересного, что произошло в 90-е — эпоху расцвета танцевальной электроники — за пределами Северной Америки и Соединенного Королевства. Лихое десятилетие отметилось не только немецким техно и французским хаусом: скандинавская экспериментальная электроника, японский саунд-арт и австрийский глитч — далеко не полный список причин, по которым стоит на минуту отложить заслушанные альбомы Ричарда Джеймса, Autechre и Boards Of Canada.
00:00 – 05:05
00:00 – 05:05
Amon Tobin
Бразилия, 1997. Ninja Tune.

Первый альбом Амона Тобина, электронщика, соединившего в своей музыке джазовые сэмплы с элементами и ритмами IDM и Drum & Bass. На альбоме Bricolage Тобин умудряется заставить звучать сэмплированные фрагменты подобно живому джазу старой школы, используя музыку Майлза Дэвиса и Куинси Джонса.
05:05 – 11:07
05:05 – 11:07
Pan Sonic
Финляндия, 1995. Blast First.

Финны Panasonic (они же Pan Sonic) известны музыкальной бескомпромиссностью, и во многом их стилистическая эволюция повторяет путь Autechre: доступные мелодии и отчетливые танцевальные биты в индустриальной обработке сменяются в их творчестве нечеловеческими шумами, дроуновым гудением и совершенной звуковой абстракцией. Teurastamo, как и вся вторая пластинка группы Kulma, демонстрирует этот переходный период, сочетая в себе минималистичное техно с нойзовыми эффектами и классным грувом.
11:07 – 15:57
11:07 – 15:57
Oval
Германия, 1995. Mille Plateaux.

Лейбл Войгта Mille Plateaux насчитывает в своем каталоге множество сильных электронных релизов, но особенно среди них выделяется прорывная пластинка 94 Diskont проекта Oval. Футуристичный эмбиент немецкого трио опирался на метод деконструкции — характерные глитчевые эффекты музыканты получили в результате физических манипуляций с компакт-дисками, что сближает Oval с такими классиками экспериментальной музыки, как Джон Кейдж и Уильям Басински.
15:57 – 27:39
15:57 – 27:39
GAS
Германия, 2016. Mille Plateaux

Вольфганг Войгт — музыкант, продюсер и основатель лейблов Kompakt и Mille Plateaux. Центральную задачу своего проекта GAS формулировал следующим образом: устроить из лесной поляны танцплощадку, или наоборот. На альбоме Zauberberg Вольфгангу удалось решить не только эту частную задачу, но и более общую — артист записал культовый эмбиент-техно-альбом, на стиль и звучание которого немецкие продюсеры равняются по сей день.
27:39 – 37:15
27:39 – 37:15
Phonophani
Норвегия, 2006. Biophon.

Норвежский электронный композитор Эспен Соммер Эйде в большой мере вдохновляется послевоенным авангардом: корни экспериментального эмбиента его проекта Phonophani уходят в американский минимализм и европейскую электроакустику. Эстетика Phonophani во многом предвосхищает бум фолктроники в нулевых и предугадывает ранние интуиции культовых британцев Boards Of Canada. Из синтетики абстрактных звуковых пейзажей здесь удивительным образом рождается органика: акустические инструменты переплетаются с компьютерными шумами и глитчем.
37:15 – 41:41
37:15 – 41:41
B. Fleischmann
Австрия, 1999. Morr.

Флегматичный IDM Бернхарда Флайшмана вырос из моды на глитч, повлияв, в свою очередь, на набирающую популярность индитронику: его первый альбом Poploops For Breakfast оказался переходной точкой между стилем пионеров-экспериментаторов Oval и талантливым популизмом múm. Булькающие синты, мелкие электронные шепотки и легко скачущие ритмы создавали в музыке австрийца особую игривость и наивность, придававшие взрастившей её электронной зауми человеческое лицо.
41:41 – 51:01
41:41 – 51:01
Basic Channel
Германия, 1995. Basic Channel.

Basic Channel изобрели даб-техно: градации из минималистичного техно-бита и эмбиента с эффектом реверберации. Влияние этих немцев распространилось на сотни, а то и на тысячи музыкантов — без них невозможно представить минимал-техно таким, каким мы знаем его сейчас.
51:01 – 57:28
51:01 – 57:28
Biosphere
Бельгия, 1994. Apollo и Origo Sound.

Трек Novelty Waves бельгийского музыканта Bioshpere прославился благодаря тому, что Levi`s решили добавить его в свою рекламную компанию, хотя никогда прежде не использовали электронную музыку; вскоре после этого песня была выпущена в виде сингла и вошла в чарты многих стран. Альбом Patashnik, в треклист которого входит Novelty Waves, выделяется среди эмбиент и техно-релизов своего времени за счет причудливой жутковатости — стиль альбома создает сочетание тихих и тревожных синтовых мелодий с глубоким дроуном.
57:28 – 64:36
57:28 – 64:36
Motorbass
Франция, 1998.

Единственный альбом домашнего дуэта Motorbass считается одной из самых влиятельных пластинок во французского хаусе: Uncut даже назвал его началом местного танцевального движения. Ретро-диско пластинка с минимальным грувом и короткими вокальными сэмплами подготовила полигон для будущего рывка Daft Punk с их Homework.
64:36 – 70:43
64:36 – 70:43
I-F
Нидерланды, 1998. Disko B.

Альбом Fucking Consumers — один из примеров новой школы электро. Треки с этого альбома считаются одними из самых смелых, наиболее характерных для экспериментальной танцевальной электроники в послерейвовую эпоху. Угловатые ритмы брейкданс-музыки 80-х, мелодичные и вокальные элементы, позаимствованные из ньювейва и техно-попа сочетаются в треке Space Invaders Are Smoking Grass.
70:43 – 75:50
70:43 – 75:50
Ryoji Ikeda
Япония, 1996. Touch.

В девяностых впервые на весь мир прогремело имя Рёдзи Икеды, одного из сильнейших медиахудожников современности, выступающего сегодня на крупнейших арт-площадках Европы — от Центра Помпиду до Музея Метрополитен. Музыка Икеды сочетает в себе черты эмбиента, глитча и нойза, однако экспериментальный художественный метод — отказ от мелодии и ритма в пользу интереса к структуре восприятия выводит артиста за жанровые границы — в поле звукового дизайна.
PLAYLIST NO. 4
Сегодня сочинять электронную музыку может почти каждый, кто располагает персональным компьютером. При этом культурными гегемонами в пределах жанра, как и почти любого другого, остаются Соединенные Штаты и Великобритания. И в этой ситуации нет ничего удивительного — музыкальные инновации технического плана приходят к композиторам, а затем и к слушателям в основном из США. Так англоговорящие страны вытесняют остальной мир все дальше на периферию музыкальной истории.

Однако любая история искусства субъективна: Deep Cuts и 4'33 FM взбунтовались против диктата экономического превосходства, и составили короткий плейлист самого интересного, что произошло в 90-е — эпоху расцвета танцевальной электроники — за пределами Северной Америки и Соединенного Королевства. Лихое десятилетие отметилось не только немецким техно и французским хаусом: скандинавская экспериментальная электроника, японский саунд-арт и австрийский глитч — далеко не полный список причин, по которым стоит на минуту отложить заслушанные альбомы Ричарда Джеймса, Autechre и Boards Of Canada.
00:00 – 05:05
00:00 – 05:05
Amon Tobin
Бразилия, 1997. Ninja Tune.

Первый альбом Амона Тобина, электронщика, соединившего в своей музыке джазовые сэмплы с элементами и ритмами IDM и Drum & Bass. На альбоме Bricolage Тобин умудряется заставить звучать сэмплированные фрагменты подобно живому джазу старой школы, используя музыку Майлза Дэвиса и Куинси Джонса.
05:05 – 11:07
05:05 – 11:07
Pan Sonic
Финляндия, 1995. Blast First.

Финны Panasonic (они же Pan Sonic) известны музыкальной бескомпромиссностью, и во многом их стилистическая эволюция повторяет путь Autechre: доступные мелодии и отчетливые танцевальные биты в индустриальной обработке сменяются в их творчестве нечеловеческими шумами, дроуновым гудением и совершенной звуковой абстракцией. Teurastamo, как и вся вторая пластинка группы Kulma, демонстрирует этот переходный период, сочетая в себе минималистичное техно с нойзовыми эффектами и классным грувом.
11:07 – 15:57
11:07 – 15:57
Oval
Германия, 1995. Mille Plateaux.

Лейбл Войгта Mille Plateaux насчитывает в своем каталоге множество сильных электронных релизов, но особенно среди них выделяется прорывная пластинка 94 Diskont проекта Oval. Футуристичный эмбиент немецкого трио опирался на метод деконструкции — характерные глитчевые эффекты музыканты получили в результате физических манипуляций с компакт-дисками, что сближает Oval с такими классиками экспериментальной музыки, как Джон Кейдж и Уильям Басински.
15:57 – 27:39
15:57 – 27:39
GAS
Германия, 2016. Mille Plateaux

Вольфганг Войгт — музыкант, продюсер и основатель лейблов Kompakt и Mille Plateaux. Центральную задачу своего проекта GAS формулировал следующим образом: устроить из лесной поляны танцплощадку, или наоборот. На альбоме Zauberberg Вольфгангу удалось решить не только эту частную задачу, но и более общую — артист записал культовый эмбиент-техно-альбом, на стиль и звучание которого немецкие продюсеры равняются по сей день.
27:39 – 37:15
27:39 – 37:15
Phonophani
Норвегия, 2006. Biophon.

Норвежский электронный композитор Эспен Соммер Эйде в большой мере вдохновляется послевоенным авангардом: корни экспериментального эмбиента его проекта Phonophani уходят в американский минимализм и европейскую электроакустику. Эстетика Phonophani во многом предвосхищает бум фолктроники в нулевых и предугадывает ранние интуиции культовых британцев Boards Of Canada. Из синтетики абстрактных звуковых пейзажей здесь удивительным образом рождается органика: акустические инструменты переплетаются с компьютерными шумами и глитчем.
37:15 – 41:41
37:15 – 41:41
B. Fleischmann
Австрия, 1999. Morr.

Флегматичный IDM Бернхарда Флайшмана вырос из моды на глитч, повлияв, в свою очередь, на набирающую популярность индитронику: его первый альбом Poploops For Breakfast оказался переходной точкой между стилем пионеров-экспериментаторов Oval и талантливым популизмом múm. Булькающие синты, мелкие электронные шепотки и легко скачущие ритмы создавали в музыке австрийца особую игривость и наивность, придававшие взрастившей её электронной зауми человеческое лицо.
41:41 – 51:01
41:41 – 51:01
Basic Channel
Германия, 1995. Basic Channel.

Basic Channel изобрели даб-техно: градации из минималистичного техно-бита и эмбиента с эффектом реверберации. Влияние этих немцев распространилось на сотни, а то и на тысячи музыкантов — без них невозможно представить минимал-техно таким, каким мы знаем его сейчас.
51:01 – 57:28
51:01 – 57:28
Biosphere
Бельгия, 1994. Apollo и Origo Sound.

Трек Novelty Waves бельгийского музыканта Bioshpere прославился благодаря тому, что Levi`s решили добавить его в свою рекламную компанию, хотя никогда прежде не использовали электронную музыку; вскоре после этого песня была выпущена в виде сингла и вошла в чарты многих стран. Альбом Patashnik, в треклист которого входит Novelty Waves, выделяется среди эмбиент и техно-релизов своего времени за счет причудливой жутковатости — стиль альбома создает сочетание тихих и тревожных синтовых мелодий с глубоким дроуном.
57:28 – 64:36
57:28 – 64:36
Motorbass
Франция, 1998.

Единственный альбом домашнего дуэта Motorbass считается одной из самых влиятельных пластинок во французского хаусе: Uncut даже назвал его началом местного танцевального движения. Ретро-диско пластинка с минимальным грувом и короткими вокальными сэмплами подготовила полигон для будущего рывка Daft Punk с их Homework.
64:36 – 70:43
64:36 – 70:43
I-F
Нидерланды, 1998. Disko B.

Альбом Fucking Consumers — один из примеров новой школы электро. Треки с этого альбома считаются одними из самых смелых, наиболее характерных для экспериментальной танцевальной электроники в послерейвовую эпоху. Угловатые ритмы брейкданс-музыки 80-х, мелодичные и вокальные элементы, позаимствованные из ньювейва и техно-попа сочетаются в треке Space Invaders Are Smoking Grass.
70:43 – 75:50
70:43 – 75:50
Ryoji Ikeda
Япония, 1996. Touch.

В девяностых впервые на весь мир прогремело имя Рёдзи Икеды, одного из сильнейших медиахудожников современности, выступающего сегодня на крупнейших арт-площадках Европы — от Центра Помпиду до Музея Метрополитен. Музыка Икеды сочетает в себе черты эмбиента, глитча и нойза, однако экспериментальный художественный метод — отказ от мелодии и ритма в пользу интереса к структуре восприятия выводит артиста за жанровые границы — в поле звукового дизайна.