Aphex Twin занимается продюсированием более тридцати лет, при этом оставаясь главной энигмой современной электронной музыки.
Ричард Д. Джеймс, известный как Aphex Twin, является музыкантом, чей вклад в современную электронную музыку сложно недооценить. Его работы конца прошлого столетия являются одними из важнейших в жанре IDM. Каждый альбом артиста в значительной степени раскрывает определенный жанр электронной музыки.
Ричард практически всегда был впереди коллег: он экспериментировал с темной стороной, наполнял светлый эмбиент колкими и тяжелыми глитчами, смешивал техно, эйсид-хаус и драм-н-бейс. После длительной паузы в тринадцать лет, в 2014 году на улицах Нью-Йорка появляются логотипы проекта Aphex Twin, а вместе с этим пластинка Syro. Грубая и гибкая: Ричард собрал лучшее из того, что осталось в папке «unreleased» и представил в виде нового альбома на Warp Records. Позже, другие неизданные записи стали появляться на хостинге SoundCloud под разными именами. В общей сумме, Джеймс поделился более 150-ми треками разной направленности и завершенности. Если подойти к Collapse EP, как к рациональному продолжению пластинки Syro, в таком случае выстраивается своеобразная концепция: новый мини-альбом — это продолжение чистой синтетической стороны предыдущей полноформатной работы.
Мини-альбомы Cheetah, Houston и TX 12.17.16, которые вышли после возвращения Джеймса — противоположная ситуация. Вместо синтетических образований на работах присутствует большое количество аналоговых инструментов, которые сопровождаются звуками клавиш и естественным шумом. С момента релиза двухдисковой пластинки drukQs в 2001 году Ричард начал работать с неоклассическими приёмами, преобразовывая и соединяя их с электронными идеями. Collapse EP напротив уходит от любой органики и продолжает эстетику альбома Syro: большой акцент на ударные, изменчивые ритм-секции и самодельные синтезаторы. Пластинка не является чем-то экспериментальным в глобальном смысле, Ричард показывает свои уже ставшие классическими «синтетические» наработки, однако в этот раз их артикуляция становится сильнейшей стороной пластинки. Collapse EP отличает последовательность развития аранжировок, а не новое звучание или саундизайн.
Трек «abundance10edit» отсылает к настроениям дебютного альбома Selected Ambient Works 85-92 — это грань между беспокойным и умиротворяющим, энергичным и медленным. Наличие прогрессии и звукового нарратива влечет за собой цикличные изменения, из-за чего музыка ощущается более глубоко и объемно. Пример подобного эффекта содержится в сингле «T69 Collapse», где за пять минут меняется пять синтезаторных паттернов. Понятие «объема» преследует работу с начала релиза. Первые графические тизеры появились на стенах лондонского метро — объемные стикеры с логотипом Aphex Twin, который «продавливал» пространство под собой.
T69 Collapse
Aphex Twin
Ричард выстраивает четкое повествование в каждой композиции, апеллируя элементами достаточно логично и понятно, при этом сохраняя IDM-ярлык. Работа с ударными выстроена максимально прагматично и выверено. Aphex Twin занимается продюсированием более тридцати лет, при этом оставаясь главной энигмой современной электронной музыки.