Pitchfork: винил возвращается?
Как почти забытый формат ощущает себя живее всех живых в 2018 году
Что только не происходило с винилом за эти годы: формат неоднократно умирал и неоднократно возрождался. В какой-то момент судьба его висела на волоске, казалось, что всё — винил окончательно пропал в истории. Ну да, не тут-то было! Жизнь продолжается, а виниловые пластинки до сих пор остаются актуальными.

Однако, с наступлением 2018 года, сам формат винила и культ вокруг него оказываются в интересном положении: продажи виниловых копий альбомов на территории США увеличивались на протяжении последних десяти лет, стабильно вырастая из глупой проказы, по которой можно разве что опознавать хипстеров, во что-то по-настоящему серьезное. Сегодня, привычная пластинка на проигрываетеле становится всё более и более популярным символом и постепенно выходит в мейнстрим: в 2017 году винил можно было увидеть как в рекламе страховых компаний и лекарств от артрита, так и на популярных американских телеиграх. Ноябрь, город Детройт: на Первой Конференции Производителей Винила выступает сам Джек Уайт и посвящает свою речь этому удивительному возрождению и сочетанию, казалось бы, совершенно несочетаемых вещей: популярной культуры и винила.

Не стоит забывать, что при всех своих успехах, на фоне многомиллиардной индустрии звукозаписи винил оказывается совершенно незначительным элементом. Анализ сектора физических носителей, и без того медленно теряющих актуальность, сообщает, что в 2017 году на десять выпущенных альбомов лишь один выходил на виниле. Остальные девять альбомов выходили на CD-дисках: интересно, что кассеты из этой статистики практически выпадают.

И хотя новости удручающие, многие люди, связанные с музыкальной индустрией и вторящие им данные продаж, вселяют надежду: более чем вероятно, что винил ещё надолго останется одним из важнейших элементов в хобби всякого меломана. Годы идут, и с постоянным расцветом бездушных стриминговых сервисов винил будет непоколебим как любопытный артефакт времени, по сей день умело балансирующий на грани с исчезновением. Сегодня мы поговорим о самых крупных трендах винилового сообщества.
Продажи растут, но не всё так просто

По данным центра статистики Nielsen за 2017 год, продажи винила продолжают расти — вот уже двенадцатый год подряд. Однако «продажи», в данном случае, это понятие расплывчатое. Судите сами: в наше время переизбытка информации анализ стриминговых сервисов позволит определить популярность песни вплоть до наиболее активно прослушиваемой минуты. В случае с винилом всё туманней. Думаете, каждая наша покупка, совершенная в полуосвещенном павильоне на другом краю света, будет учитываться в глобальной статистике? А как насчет многочисленных молодых лейблов, в штате которых находится по одному человеку?

Согласно заявлению Бена Блэквела, основавшего лейбл Third Man Records вместе с Джеком Уайтом, их компания не публикует большую часть продаж своей музыки. Майк Снайпер, владелец лейбла Captured Tracks, в двухтысячных закупавший пластинки для Нью-Йоркского магазина Academy Records, вспоминает о том, как многие независимые лейблы в своё время продавали невероятное число альбомов, в то время как данные статистики отражали это отнюдь не сразу. Как и сам винил, статистика продаж его далека от идеала.

Вернемся к Nielsen. По данным за прошлый год, продажи винила возросли на девять процентов, а это 14.3 миллиона проданных копий. Удвоенный рост продаж, которым были характерны данные предыдущих лет, начал занижаться, в результате чего эксперты объявили конец моде на винил. Но тут на сцену выходит сервис Buzz Angle, и данные оттуда рисуют другую картину — продажи якобы выросли на 20 процентов, но общее число проданных пластинок составило лишь 8.6 миллионов. Интересно, что различия в алгоритмах подсчета приводили к интересным искажениям в данных у обоих сервисов.

На фоне всего вышеописанного, крупнейшие онлайн-площадки по продаже винила Discogs и eBay вместе объявили о росте продаж, превышающем не один десяток процентов. Продажи в таких странах как, к примеру, Великобритания выросли на 27 процентов, продажи в Канаде — на 22 процента. Со всем этим можно не сомневаться — до смерти формата ещё очень даже далеко.

Больше фабрик — больше винила


Несколько лет назад, активный спрос на виниловые пластинки и возрождение формата могли закончиться из-за банальной нехватки ресурсов. В 2015 году, прессинг всех обещанных проектов на фабриках мог затянуться более чем на шесть месяцев. Менее крупные лейблы перечисляли необходимые на это деньги, однако далеко не всегда получали продукт в срок. И вот в 2016 году Billboard объявляет о том, что «винил больше никто не производит».

Всё оказалось не так — в течение последних лет компании Newbilt, Viryl Technologies и Pheenix Alpha начали заниматься разработкой совершенно новых, современных станков для печати винила. Новые машины начали активно использоваться, например, на недавно открытой фабрике по производству виниловых пластинок в Детройте, начавшей свою работу под началом Third Man Records. Глава маркетинга в Viryl Алекс Дерош рассказал Pitchfork об Independent Record Pressing — эта фабрика работает на территории Нью-Джерси с 2015 года, заведует ей содружество инди-лейблов Secretly Group и люди с небезызвестного альтернативного лейбла Epitaph. Алекс рассказал о том, как фирма полностью перешла на новые станки от Viryl, якобы работающие более эффективно и сокращающие число брака в конечном продукте до минимума. Глобально, всё больше и больше фабрик по производству винила открываются во всех уголках планеты. В начале этого года планирует начать свою работу завод в Северной Вирджинии, который, предположительно, прибавит 9 миллионов экземпляров к 50 миллионам пластинок, ежегодно печатающихся на территории США.

При этом каждый год к апрельскому Record Store Day фабрики до сих пор оказываются загруженными донельзя, но тут ничего не поделаешь. Даже с учетом этого факта, новости не могут не радовать, а преимущества этих изменений очевидны для всех — нет, не только для тех крупных лейблов, у которых есть возможность открывать свои собственные заводы по прессингу. Джесси Фрик, совладелица инди-лейбла Father/Daughter (управляет которым она, кстати, не покидая своей квартиры), рассказывает Pitchfork о значительном сокращении времени на выполнение заказов по прессингу альбомов. «Раньше это было офигеть как муторно», — говорит она.
Винил выходит в мейнстрим, а с ним и его бестселлеры

В каждом ежегодном чарте виниловых продаж гарантированно можно встретить знакомые имена — свежие переиздания классических альбомов будут продаваться всегда. Пока в мире существует молодняк с первых курсов университетов, кто-нибудь да будет открывать для себя Legend Боба Марли или Abbey Road. Помимо всем знакомых имен, собирающих пыль на каждой полке в каждом молодежном кафе, ежегодные продажи как правило показывают значительное предпочтение потребителей в пользу современного инди-рока. Вот только к 2017 году ситуация изменилась — результаты стриминговых сервисов, также помогающих музыкальным хитам распространяться по всему миру, демонстрируют тоже самое.

BuzzAngle сообщает, что из 25 самых продаваемых альбомов на виниле за 2017 год, 24 было выпущено на крупнейших музыкальных лейблах. Независимые лейблы представляет 22 самый продаваемый альбом в списке — Lumineers от одноименной группы, выпущенный лейблом Dualtone в 2012 году. Похожие данные демонстрирует и сервис Nielsen. И тут можно увидеть самое интересное — знакомые всем любимчики инди-фанов типа Arcade Fire, LCD Soundsystem, Grizzly Bear или The War on Drugs, выходящие отнюдь не на инди-лейблах, в список не попали. Среди вышедших в 2017 году альбомов лидирующие строчки по продажам занимают новый альбом от Эда Ширана и дебютная работа Гарри Стайлза из One Direction.

Сравним с предыдущими итогами года — в 2015 году такие альбомы как AM от Arctic Monkeys, Carrie & Lowell от Sufjan Stevens и Sound & Color от Alabama Shakes попадали как минимум в топ-10. В 2014 году самым продаваемым альбомом на виниле был Lazaretto Джека Уайта. В 2013 вершины чартов доминировали Vampire Weekend, Arcade Fire, Bon Iver, группа The National. В 2012 году альбом Bloom от Beach House находился на 6 позиции по числу продаж. Можно с уверенностью говорить о том, что по мере того, как всё больше и больше людей становятся увлечены коллекционированием виниловых пластинок, поднимаются и продажи тех артистов и альбомов, которые наиболее относятся уже к поп-культуре, нежели к инди-жанру.

Всё больше альбомов выходят в виниловом формате

Следующий факт не учитывается в статистике, но тоже довольно занятен — с годами, всё больше и больше альбомов жанра поп и R&B становятся доступны на виниловых пластинках. И казалось бы, ещё несколько лет назад, кому было бы интересно видеть R&B-релизы на виниле? Хочешь винил channel ORANGE? Покупай бутлег. Одноименный альбом Бейонсе? Тебе туда же.

Ситуация меняется уже в 2016 году — в догонку к релизу своего альбома Blond на виниле, в понедельник после Черной Пятницы Фрэнк Оушен выпускает свой визуальный альбом Endless в этом же формате. В декабре, Lorde объявляет о том, что её новый альбом Melodrama теперь также можно купить и на виниле. Действие фильма Леди Бёрд происходит в 2002 году — в период стагнации продаж пластинок. Теперь, конечно же, саундтрек к фильму доступен на виниле.

Всё больше и больше переизданий и свежих бокс-сетов появляется в так любимом всеми формате. В 2017, всякий — от любителя саундтрека к Хищнику до фаната Бритни Спирс — мог купить свои маленькие слабости на новых пластинках. В виде бокс-сетов переиздаются альбомы The Velvet Underground, Джонни Кэша, Джорджа Харрисона и многих других. Новости может быть и хорошие, но для многих подобные перевыпуски известных и уже и так общедоступных проектов, а ведь они ещё и денег стоит — ставят под вопрос популярность винила в долгосрочной перспективе. Последние данные из США говорят о том, что средняя стоимость альбома на виниле там составляет $24.98. Цифра эта получена из исследований 2016 года, и в сравнении с ценами десятилетней данности — при учете инфляции — стоимость винила в магазине подскочила аж на 20 процентов. Пока люди продолжают давать деньги сто раз прослушанным и тысячу раз обсужденным артистам прошлого и их хитам, или же последним саундтрекам к новым фильмам, они игнорируют релизы начинающих молодых исполнителей — тех, кому новые слушатели более чем необходимы.
Старые магазины уходят — новые приходят

Делать покупки онлайн это, конечно, удобно и очень круто. Но для многих, одним из важнейших этапов коллекционирования винила считается непосредственное посещение реального магазина с пластинками и общение с такими же фанатами любимого хобби. Спросите любого фаната винила в городе — он назовет вам целый ряд торговых точек, которые прекратили свою деятельность в течение последних нескольких лет, но есть и хорошие новости — в США, например, за последние пять лет был открыто более 400 новых музыкальных магазинов.

Кэрри Коллитон, одна из основоположников Record Store Day, комментирует ситуацию: «Почти каждую неделю я получаю на почту письма от разных людей, которые начинаются всегда одинаково: 'привет, через пару месяцев я открываю магазин...'». Увы, но даже при этом ни одно хорошее дело не останется безнаказанным: чем популярней становятся магазины винила, тем дороже становится аренда помещения. И вот, для мелких независимых магазинчиков, а также для их ассортимента и клиентуры — ситуация уже не так прекрасна. Но не нужно бить тревогу — глобального тренда в данной сфере пока что не наблюдается.

Популярней чем когда-либо, но до сих пор лишь капля в море


Вроде бы смотришь и думаешь: «А ведь не так всё и плохо, продажи растут, спрос растет, винил на подъеме!». Всегда надо помнить, что рост происходит на фоне невероятного упадка предыдущих лет. И хотя BuzzAngle говорит о цифре в 8.6 миллионов продаж лишь в США, сравнивая форматы понимаешь, что путь предстоит ещё долгий — в 2017 году помимо альбомов на виниле было продано 74.5 миллиона CD-дисков, количество скачанных альбомов составило 64.9 миллионов, а стриминговые сервисы демонстрируют чудовищную цифру в 377 миллиардов прослушиваний, сообщает BuzzAngle. Меньше чем винила было продано разве что кассет, хотя статистика показывает настоящий бум в популярности этого формата: продажи увеличились на 136.1%, но составили, в конце концов, лишь 99.400 проданных копий. Быть может, если мода на винил закончится или цены станут совсем немыслимыми, то у кассет и CD ещё будет шанс выжить — особенно на фоне закрытия iTunes Store к началу 2019 года. Пусть так, но одно известно точно — лишь виниловая пластинка обладает той магией, что привлекает меломанов со всего света и провоцирует их на коллекционирование любимых альбомов в этом необычном и по-настоящему зачаровывающем формате. Другие носители повторить этого не смогут — по крайней мере, точно не в ближайшем будущем.
Автор: Mineralchrist
Оригинал: Pitchfork