Deep Cuts

Kanye West — Jesus Is King

Альбом Глеб Лернер
С момента дебютной работы Канье Уэст прошел путь длиною в 15 лет, попробовав и закрепив себя в роли музыканта, продюсера, автора песен, предпринимателя и дизайнера. Изменив для себя и других отношение к массовой культуре, Канье обрел нечто большее, чем просто признание, что в настоящий момент, по словам артиста, является конечной и логичной точкой в его самоопределении.

В интервью с Куртом Александром, более известным как BigBoyTV, Канье были представлены кадры десятилетней давности, на которых артист говорит следующее:

«Я не просто музыкант. Я — христианский революционер, мечтатель. Я здесь не для того, чтобы танцевать для вас. Я имею в виду, что в конце концов, через десять лет я просто хочу творить для церкви. Я христианин. Я проектирую новую Сикстинскую капеллу».

Описанный период отсылает к воспоминаниям о двух работах, запустивших изменения в самоидентификации артиста. Первой была пластинка 808s & Heartbreak, записанной после неожиданной смерти матери Уэста в 2008 году. Рефлексия, выраженная в цифровом формате изменила общий стиль работы музыканта.

image
Обложка альбома 808s & Heartbreak

На тот момент релиз воспринимался как «неожиданный и непривычный для массовой сцены и сформированного на тот момент образа артиста». К настоящему моменту звучание этой работы стало основной, влияющей на минималистичный звук современного хип-хопа. 808s & Heartbreak положил начало переосмыслению траектории карьеры Уэста, которая уже отличается от той золотой эры хип-хопа, вдохновлявшей его ранее.

Затем в 2010 году последовал релиз My Beautiful Dark Twisted Fantasy. В отличие от своего предшественника, этот альбом был максималистским, полным пышной артистичности и грандиозных стилистических жестов.

image
Обложка альбома My Beautiful Dark Twisted Fantasy

MBDTF также ознаменовал поворот Уэста в сторону восприятия своих работ как полномасштабных спектаклей, которые способствовали усилению его влияния, известности и значимости. На тот момент эти позиции активно подвергались сомнению и носили противоречивый характер.

В июне 2013 года артист при поддержке ряда талантливых искателей звука вроде Arca и Фрэнка Оушена делится релизом Yeezus. Альбом был охарактеризован как самая экспериментальная и индустриально-настроенная работа Канье. Он опирается на множество жанров сразу, в том числе и на отголоски электронной музыки разных периодов. За пятнадцать дней до дня релиза Уэст заручился поддержкой продюсера Рика Рубина, чтобы изменить звучание альбома в пользу более минималистичного.

В процессе работы над альбомом Канье вдохновлялся минималистским дизайном и архитектурой. Он пять раз посетил выставку мебели в Лувре, где единственная лампа Ле Корбюзье стала его «величайшим вдохновением». Уэст тесно сотрудничал с архитектором Оаной Станеску и ходил на «экскурсии» по домам Ле Корбюзье. Увлеченный комментариями Станеску о необычной и радикальной природе выбора дизайна Корбюзье, Уэст применил это к своей собственной жизни, чувствуя что «провидцы могут быть неправильно поняты их непросветленными сверстниками».

image
Ле Корбюзье // Exterior light, from Chandigarh, India, 1952

Впоследствии данное ощущение выливается в ряд действий, которые воспринимаются публикой и самим Канье как эгоцентричные и высокомерные, о чем артист не раз говорит в интервью.
В 2016 году выходит альбом The Life of Pablo, также созданный при поддержке Рика Рубина и Q-Tip, поднимающий мрачные и угнетающие вопросы доверия, антидепрессантов и семейных проблем.

image
Обложка The Life of Pablo

Особо значимым в контексте влияния на будущие работы стал отчетливый заход Канье Уэста на территорию госпел-музыки и рефлексия на тему осмысления своей фигуры в культурном поле на протяжении последних лет. Артист продолжает метание между угрюмым и праздным Канье, что подготавливает слушателя к дальнейшим изменениям его личности.

Канье Уэст никогда не переставал говорить о Боге. Начиная с выхода «Jesus Walks» и заканчивая прошлогодним релизом, религия всегда была если не основным, то одним из концептуальных интересов артиста, чем-то, что необходимо анализировать. Его девятый альбом «Jesus Is King» — первый, классифицируемый как религиозная музыка и ставший поводом последней записи в публичном дневнике, который Уэст писал в течение 15 лет, где отчетливо видно, как его отношения с христианством постоянно менялись.

Сам выход альбома сопровождался чередой динамичных событий, высказываний и действий, которые для самого артиста стали неоднозначными. 2018 год стал для Канье одним из самых продуктивных в плане музыки. Совместный с Kid Cudi проект Kids See Ghosts и его дебютная одноименная работа, участие в качестве продюсера альбомов Nasir, Daytona, K.T.S.E. и сольный релиз Ye, после которого артист объявил о начале записи новой работы, первоначально анонсированной под названием Yandhi. Альбом пропустил две первые даты релиза, в сентябре и ноябре 2018 года, под своим оригинальным названием, а затем был отложен на неопределенный срок.

На протяжении этого же года, артиста сопровождал ряд политических действий, направленных на желание Канье убедиться в правильности выбранного правительства и его окружения. Публично выражая поддержку в сторону новоизбранного правительства во главе президента Трампа, действия артиста расценивались массами как крайне неожиданный и непонятный поступок, учитывая расистские настроения, витающие вокруг персоны Трампа. На что Канье заявил следующее: 

«Ну, если бы я переживал из за расизма, я бы давным-давно уехал из Америки»

По словам самого Уэста, им двигало желание узнать человека и по возможности поучаствовать в ряде принимаемых решений, а не слепое доверие и поддержка взглядов нового правительства. Подойдя к знакомству с человеком искренне и без предрассудков, поддерживая это начинание, как любое другое, артист вызвал волну негодования со стороны фанатской базы. Несмотря на существующую аргументацию в глазах самого Канье, в дальнейшем сказанное им не воспринималось публикой всерьез.

После предположения медиа о участии Канье в консультации и разработке дизайна логотипа, фирменных товаров и футболок для политической кампании Кэндис Оуэнс, получившей известность благодаря публичной поддержке политики президента Дональда Трампа и критике Демократической партии и общественного движения Black Lives Matter, артист заявил следующее:

«Теперь мои глаза широко открыты и я понимаю, что меня использовали для распространения идей, в которые я не верю. Я отдаляюсь от политики и полностью сосредоточен на творчестве!»

В начале 2019 года музыкантом был собран Sunday Service Choir, который исполнял госпел-песни и кавер-версии композиций из дискографии артиста. Спустя год с момента объявления начала работы над Yandhi, Ким Кардашьян-Уэст анонсирует релиз, но уже под названием Jesus Is King. Под новым названием альбом также пропускает две запланированные даты релиза.

25 февраля 2019 года Sunday Service Choir впервые провела репетицию за границами студии, на свежем воздухе. Видеозапись кавера на песню Фреда Хаммонда «This Is The Day» с участием Уэста, играющего на клавишных и управляющего группой музыкантов и певцов, была опубликована в Твиттере рэпером Cyhi the Prynce и стала вирусной. Трек «Water» был записан в апреле 2019 года и впервые прозвучал вживую при участии Ant Clemons и Ty Dolla Sign на первом публичном выступлении с Sunday Service Choir на фестивале Coachella 21 апреля 2019 года.

18 июля 2019 года стало известно, что песни с неизданного альбома Уэста Yandhi были опубликованы в сети. К октябрю того же года весь просочившийся незаконченный материал в течение короткого времени был доступен на потоковых сервисах, но вскоре был снят.

image

Спустя ряда презентаций альбом Jesus Is King выходит 25 октября вместе с одноименным фильмом, дополняющим и создающим визуальное отражение релиза, снятое под руководством Ника Найта. 25 декабря выходит релиз Jesus Is Born, который становится дебютной работой для Sunday Service Choir и закрывает цикл, объединенный общей концепцией. Включая Sunday Service Choir в релизе участвовали Clipse, Ty Dolla Sign, Kenny G, Fred Hammond, Ant Clemons. Список продюсеров, отвечающих за итоговую картину переваливает за десять человек. Среди них есть как классики индустрии вроде Timbaland, Michael George Dean и Warryn Campbell, так и новые, свежие имена — Pi'erre Bourne и Ronny J.

Несмотря на тенденцию артиста в последние годы делиться материалом короче тридцати минут, альбом напоминает о том, что даже облегченные работы Уэста способны к чрезвычайной динамичности.

Результатом сотрудничества с Pi'erre Bourne стал объёмный и пульсирующий звук на треке «On God», сэмпл для которого был взят из композиции 1974 года христианской группы Whole Truth. «Use This Gospel» — яркая версия стилистической уверенности и напора Уэста, напоминающая о работе Yeezus 2013 года.


Jesus Is King фокусируется на христианской концепции спасения. Следуя своей христианской теме, тексты альбома не содержат ненормативной лексики или сексуальных отсылок. 29 сентября 2019 года на вечеринке в Нью-Йорке в честь прослушивания альбома Уэст выступил, заявив:

«Этот альбом был создан, чтобы быть выражением госпел-музыки и делиться ей и истиной того, что Иисус сделал для меня. Когда я думаю о доброте Иисуса и обо всем, что он сделал и делает для меня, моя душа взывает».

Уэст подчеркивает, что цель работы — проповедовать госпел и Евангелие, что приведет к обращению неверующих в христианство. Данная мысль отчетливо отражается в композиции «God Is», где Канье поет:

«Everybody, I will tell 'til the whole world is healed».

В дебютном треке альбома «Every Hour» хор воскресной службы умоляет людей «петь до тех пор, пока не сокрушится сила Господа». Следующий трек «Selah» наглядно демонстрирует то, как Уэст отстаивает свою веру — он сравнивает себя с Ноем до Всемирного потопа. В «Selah» также упоминается о том, что Уэст выпустил Jesus Is King вместо Yandhi, поскольку поклялся делать только христианский хип-хоп после своего перерождения в вере. «Follow God» стал откровением Уэста на тему отношений со своим отцом Рэем Уэстом и многогранного взаимодействия с христианством. В «Closed on Sunday» музыкант подчеркивает традиционную христианскую доктрину воскресного дня, свободного от мирских занятостей, ссылаясь на сеть ресторанов быстрого питания Chick-fil-A, которую Канье восхваляет за официально выбранный нерабочий день в воскресенье. Уэст демонстрирует в работе умение сравнения и гиперболизации, связывая соблюдение и право нерабочего воскресного дня с «концом тюремного заключения, рабства и долговой кабалы».


Композиция «On God» на протяжении всей длительности ясно дает понять, что Уэст должен быть богаче духовенства и представителей церкви. Артист ссылается на тринадцатую поправку в конституции США, которая отменила рабство на «On God» и «Hands On», что перекликается с призывом артиста к отмене поправки осенью 2018 года. Образы, используемые в треке «Water» отсылают к христианскому таинству крещения.

Артисту удалось переосмыслить своё мироощущение, не отказавшись от наработанного опыта и взглядов в музыкальном плане. Используя весь арсенал знакомств, знаний и ходов, Уэст представил релиз, объединивший пройденный путь и анализ сильных и слабых моментов собственного творчества. Релиз стал своего рода перерождением и обретением себя настоящего в лице нового Канье Уэста. Пройденный путь закончился для артиста, музыканта, дизайнера, продюсера и открылся новой дверью для человека, самовыражение которого нацелено на пробуждение лучших и светлых чувств в умах слушателей, новообретенных фанатов и заинтересованных искателей.