Deep Cuts

CHVRCHES — Screen Violence: Director’s Cut

Альбом
История коллектива берёт своё начало в 2011 году: именно тогда трое музыкантов, решили объединиться в музыкальную группу, получившую название CHVRCHES — искаженную форму написания слово churches (церкви), дабы избежать путаницы во время поискового запроса. Каждый из участников новообразованной музыкальной единицы, был напрямую связан с творчеством: вокалистка Лорен Мэйберри играла на фортепиано и ударных, а также состояла в коллективах Blue Sky Archives и Boyfriend/Girlfriend. Мартин Доэрти и Иен Кук знакомы друг с другом с далекого 2003 года: они вместе обучались в Университете Стратклайда, третьем по величине университете Шотландии. В то время, Доэрти был вокалистом рок-группы Julia Thirteen, и обратился к Куку с просьбой в продюсировании их музыки. Коллектив записал лишь один мини-альбом With Tired Hearts, вышедший в 2006 году, тогда же и прекратив своё существование. Впоследствии, их пути пересеклись в рамках альтернативной рок-группы Aereogramme, последний альбом которой также вышел в 2006, но распад случился годом позже.


После этого, их пути ненадолго разошлись: Доэрти стал участвовать в турах с The Twilight Sad, а Кук образовал дуэт The Unwinding Hours с коллегой по Aereogramme Крейгом Битоном.

Пути троих будущих участников CHVRCHES пересеклись во время работы Иэна Кука над продюсированием проекта, в котором пела и играла Лорен: Иэн находился в поиске исполнителя бэк—вокала для их с Доэрти нового проекта. Сотрудничество видных инди-исполнителей сцены Глазго быстро продвинулось с мыслимых наработок до конкретных действий — в процессе работы, Лорен стала ведущей вокалисткой, а по итогам студийных сессий, ими было принято решение выступать как группа.


В марте 2012 года музыканты послали первую весточку, выпустив прорывной для себя сингл «Lies», впоследствии вошедший в их дебютный альбом The Bones of What You Believe 2013 года. Пластинка заложила основополагающие концептуальные элементы, получившие своё развитие на дальнейших релизах проекта. Следующий альбом трио увидел свет через два года. Получивший название Every Open Eye, релиз выстраивался через совмещение в себе динамичных припевов, энергичного и легкого звучания с противоположными друг другу сложными эмоциями, выражаемыми через текстовую составляющую.

В 2018 году трио выпускает пластинку Love is Dead, ставшую третьей и самой противоречивой работой коллектива, содержательная часть которого балансировала между отстраненной и глубокой мрачностью, переходящей в одухотворенную меланхолию, изредка разбавляемую сдержанным оптимизмом.


Предтечей к четвёртому альбому стал пост от 15 марта, опубликованный в Instagram-аккаунте Лорен Мэйберри, где фанатам предлагалось выбрать «наиболее зловещие» треки с их предыдущих релизов. Через четыре дня, 19 марта, был выпущен мини-альбом In Search Of Darkness, содержащий в себе шесть композиций, призванных приоткрыть завесу концептуальной тайны будущей полноформатной работы.

Идея релиза зародилась в 2020 году, в самый разгар пандемии, вследствие чего, трио приходилось работать удалённо, а записи осуществлялись между Лос-Анджелесом, где сейчас базируется Лорен и городом Глазго. Изначально задуманный как эскапистский, проект преобразовался в нечто большее, вместив в себя личные переживания каждого из музыкантов.

Четвёртый альбом группы вышел 26 августа. Название пластинки Screen Violence обращает внимание на жестокость, которая транслируется через экраны, демонстрируется на экранах или же осуществляется с их помощью. Выбор названия неслучаен: это подтверждает и Мартин Доэрти, описав альбом как

«Не просто концепцию, а буквальное выражение их мыслей».

Подытожив, что из-за налагаемых пандемией ограничений, во время записи альбома, ему «показалось, что половина их жизни прошла через экраны».


Альбом стартует с композиции «Asking for a Friend» — за загадочной, окутывающей туманом инструментальной интродукцией, следует голос самой Лорен, поднимающий тему боязни смерти и трудности характера. Первый куплет конкретизирует и развивает поднятые во вступлении идеи, переводя их в плоскость эгоистического поведения и его следствия:

«'Cause I sunk some ships with selfish lips 
And it all came back to me».

Структура трека подчинена его нарративу, а настроение варьируется в зависимости от того, о чём повествует Лорен: пугающая неизвестность во вступлении, на куплетах превращается в инструментальный бурлеск, окончательно прибавляющий в красках на припеве, но вновь угасающий на втором припеве.


Идущий следом трек «He Said She Said» выходил в качестве первого альбомного сингла.  Трек затрагивает вопрос гендерных ролей, а также отношений между мужчиной и женщиной, перетекающих в абьюзивные. Наряду со звуковым сопровождением, проводником в концептуальное ядро композиции, служат вокальные интонации Лорен. Повествование от лица мужчины ведётся уверенным, повелительным голосом на фоне грузной перкуссии и акцентированного баса. В то же время, ответ женщины, начинающийся с «I try», исполняется невесомым, словно лишенным своего стержня голосом, которому вторит приглушенный звук синтезаторов.


Композиция «California» существует на стыке беззаботности и реализма: в комментарии Apple Music, Мартин Доэрти объяснял значение трека как «описание теневой стороны жизни в Лос-Анджелесе» — жестокость судьбы несовместима с мечтами, а мысли об успехе необязательно имеют свойство материализовываться. Размеренная гитарная партия следует за перебирающимся вокалом Лорен, рассказывающим о неудачах и печальном финале:

«No one ever warns ya 
You'll die in California» .


Трек «Violent Delights» выражает замкнутость в своих ночных кошмарах, одновременно поднимая тему чарующей притягательности насилия. Рассказ о снах, которые видела Лорен, исполняется тихим, буквально таящимся голосом, в то время как на припеве, одновременно отсылающим к Шекспиру и болезненной увлеченностью насилием, исполнительница словно пробуждается:

«These violent delights 
Keep creeping into my nights».

Композиция играет на противоречивости человеческого сознания, тяге к страшным и пугающим вещам, существующей вместе с желанием комфорта и безопасности.


Наряду с предыдущей композицией, одной из наиболее мрачных и пугающих композиций, является вышедшая в качестве второго сингла работа «How Not to Drown». Лорен вдохновлялась историей Вирджинии Вулф, покончившей с собой посредством утопления вследствие тяжелой формы депрессии, а Мартин Доэрти во время сочинения трека, пребывал в тревожном и депрессивном состоянии. Итоговая версия работы обязана своему существованию клавишным и ударным партиям, записанным ранее в качестве демоверсий.

Лорен и Роберт Смит, фронтмен постпанк-коллектива The Cure, задаются вопросом — каким же образом сохранить себя и свой рассудок, используя утопление и погребение заживо в качестве метафорического отражения утраты человеком себя.


Трек «Final Girl» и композиция «Good Girls», ставшая финальным синглом перед выходом альбома, связаны между собой идеей, отражающей разные грани женского бытия. «Final Girl» нацелен на исследование опыта женского страха, для подробного изучения которого, Лорен смотрела множество фильмов ужасов, где использовался ставший классическим троп «финальной девушки», о чём свидетельствует пост-припев:

«In the final cut, In the final scene 
There's a final girl
And you know that she should be screaming».

Пересечение личных переживаний с заявленной концептуальной формой проносится через всё содержание альбома.


Песня «Good Girls», в свою очередь, посвящена стереотипам о так называемых «хороших» и «плохих» девушках. Если следовать определенной модели поведения, считающейся обществом «хорошей» и «правильной», то плохих вещей обязательно не случится.

Музыкально, композиция являет собой привычную для CHVRCHES структуру, где многозначительное, приглашающее к прослушиванию начало переходит в эмоциональные американские горки. Лорен же, звучит как никогда воодушевленно и протестующе, особенно когда после перечисления того, что делают и не делают «хорошие» девушки, она ставит бескомпромиссную в своем упорстве точку — «But I don't» и «But I won't».

Выражающая крайнюю степень неповиновения своим «но», вокалистка также обращает внимание на те самые устои, порождающие стереотипы, на расправу с которыми она мотивирует, используя в качестве метафоры китайскую технику смертной казни Линчи: «Killing your idols is a chore... 'Cause I don't need them anymore» и «So maybe if you just got some guts / We'd kill them with a thousand cuts».


Завершает пластинку композиция «Better If You Don’t», выражающая ностальгическую грусть по тем временам и тем людям, которых уже не вернуть. Вместе с нескрываемой печалью, Лорен преодолевает в себе порывы воспоминаний о прошлом:

«It's better if I don't think too much of you» и «It's better if you don't care, but if you do 
I won't follow you again».

В честь Хэллоуина, 29 октября, альбом получил продолжение в виде трёх дополнительных треков и получивший форму «Режиссерской версии». 

Четвёртый альбом шотландских музыкантов увлекает своей откровенностью, выражающейся в достаточно личных текстах, отражающих их чувственное восприятие случившихся с ними событий, а также жизненный опыт. Каждая из композиций, одновременно служит средством выражения эмоций и иллюстрацией обозначенной концепции. Вместе с тем, сама концепция имеет достаточно многообразное воплощение.

Идея об экранной жестокости представлена ненавязчиво, но выглядит достаточно осязаемо: это и визуальное оформление альбома, и вырисовываемые образы в видеоклипах, и содержащиеся в текстах прямые ссылки. Немаловажной опорой, поддерживающей концептуальный фундамент, является вдохновляющий эффект фильмов ужасов — в качестве наиболее повлиявших на содержание альбома, музыкантами указывались, в числе прочих, такие киноленты, как Видеодром, Крик, Хэллоуин и Кошмар на улице Вязов.

Пугающие образы, имеющие место в Screen Violence, представляют собой не придуманные в умах сценаристов хоррор-фильмов истории персонажей, которые лишь по случайности совпадают в реальной жизни, а происходившие в жизни музыкантов события, отразившиеся не только на содержании альбома, но и на их душевном состоянии.

Когда ты находишься в стесненном и угнетенном состоянии, а ментальное равновесие нарушено, твоя душа, пребывает в поиске пути, который выведет с тропы саморазрушения. Участники CHVRCHES направили свою энергию в творческое русло, сделав из предположительных набросков, по словам самого Мартина Доэрти, «спасательный круг», имеющий терапевтическое значение для самих музыкантов.