Deep Cuts

Your Old Droog — Dump YOD: Krutoy Edition

Альбом
Насыщенная и тернистая жизнь рэпера, позднее получившего известность под псевдонимом Your Old Droog, стала таковой ещё до его похода в первый класс. В возрасте четырёх лет, мальчик перебрался из Украины в США, в район Бруклин. Новый язык, трудности адаптации в незнакомой среде и иных культурных условиях и одиночество оказали влияние на процесс взросления будущего музыканта.

Ещё в школе, Друг увлекался батл-рэпом: тематика стиля и остроумные отсылки составляли львиную долю его ранних работ. При этом он включал и различные концептуальные формы, разнообразившие его лирику. Мини-альбом Kinison был посвящен увлечению исполнителя рок-музыкой, а проект Packs раскрывает многоаспектность его творчества и является важной вехой в карьере Друга. Сочетая на альбоме идеи MF DOOM и Шона Прайса, рэпер обращается к супергеройской тематике и через неё делает множественные социокультурные высказывания.


С выходом Packs в 2017 году, Друг знакомится с рэпером из Атланты Tha God Fahim — апологетом движения Dump Gawd (в разное время проекты под общим названием Dump Gawd выпускали рэперы Mach-Hommy, al.divino и Heem Stogied). Во время работы над альбомом Iron Monkey происходит первая встреча Друга и Mach-Hommy — они отметились гостевыми куплетами на треке «Saga City». Впоследствии, именно знакомство с Маком определило будущий вектор творчества Друга. Mach-Hommy выступил в качестве исполнительного продюсера двух альбомов Друга, вышедших в 2019 году: It Wasn't Even Close и Jewelry. Сам YOD неоднократно упоминал Мака в своих интервью, отмечая его визионерский подход к музыке.


2019 — переломный год для Друга как творца и человека. Исполнитель выпустил три альбома, отражающих его жизненный путь. Именно в процессе создания он всерьёз задумывается об идентификации себя и становлении его личности. Первым камнем, заложенным Другом в самопознание, стал «Transportation — альбом, посвященный транспортной системе Нью-Йорка, нового дома автора после миграции из Восточной Европы. Идущий за ним Jewelry рассказывает о еврейском происхождении YOD, где он рассказывает о том, что значит быть евреем в Америке. В том же году он принимает участие на сингле Mach-Hommy «Clout Dracula», где впервые исполняет куплет на русском языке.

Dump YOD: Krutoy Edition выступает следующей стадией принятия себя. Комментируя в интервью вышедший альбом, Друг говорил о предрассудках к людям из Восточной Европы: «...Даже в начальной школе здесь, в США, если сказать, откуда я родом, у некоторых детей сразу возникнет напряженность. Они бы сказали: «Фу, ты что, русский?» Это сложно, когда ты мигрант, пытающийся приспособиться к жизни». Полярность человеческого мышления, ставящая во главе категории «свой-чужой» губительно воздействовала на подростковую психику будущего исполнителя.


Пластинку открывает короткая интродукция, закладывающая лирические и музыкальные концепты работы. После сэмплированных криков на русском «Миша, Миша! Водка, водка!», автор начинает свое повествование, сравнивая свой альбом с просмотром старых фотографий и делясь своими наблюдениями: «Observe rich from Brighton Beach to Saint Petersburg».

Внимание рэпера распространяется на Восточную Европу и на постсоветское пространство в целом. Сингл «Kyrgyzstan» отсылает названием на одноименное государство, бывшее частью Советского Союза. В композиции автор вспоминает о трудностях интеграции в чуждую ему среду: «Reeking of the Newport’s, pretending I was Puerto Rican». Подобные темы поднимаются им и на «Ukraine», посвященной месту происхождения Друга: «He said go back where you came from» и «Outsider since day one, been that since way young».


Несмотря на сформированное творческое видение, Друг открыт к экспериментам. На композиции «Matryoshka», длительностью почти в 7 минут, исполнитель подстраивает свой речитатив под динамично сменяющиеся аранжировки и биты. Трек «Malchishka Krutoy» является перфомансом альтер-эго Друга — Tvoy, исполняющем куплет на русском языке. Сам исполнитель, говоря об этой композиции, сказал следующее: «Читать рэп на русском — это то, чем я не думал заниматься даже через миллион лет» и «...Это был вызов самому себе, и процесс создания этой песни был очень полезным и приятным».


Значимой составляющей Dump YOD являются гости альбома. Помимо Tha God Fahim и Mach-Hommy, исполнитель получил гостевые куплеты от billy woods, Phonte, El-P и Black Thought. Билли Вудс упоминает произведение Александра Солженицына на треке «Odessa» и метафорично обращается к личности первого президента России Бориса Ельцина: «Sell the gulag archipelago on the skiff» и «Yeltsin vomited in sink, dab blood from his lips / In the spot, puffy with drank». Phonte, R&B-певец и участник коллектива Little Brother, отметился на «Uzbekistan; переходя с вокала на речитатив, он размышляет о своих и чужих успехах: «If these knew better they would do better / Comparing me to bullshit asking who's better».


Наибольшее число совместных куплетов получила композиция «Pravda», отсылающая к советской и российской газете «Комсомольская Правда». Изначально, на групповом треке должны были участвовать только Mach-Hommy и Tha God Fahim, но в конечной версии на трек попали куплеты ещё двух рэперов. В ходе повествования, El-P отсылает к произведению «Превращение» Франца Кафки, в то время как Black Thought говорит о самодостаточности собственного творчества: «Roll a pound and make it turn to a roach, call it a Kafka»  и «I am the one, rappers is influenced unknowingly / What’s worse is I don’t do in the club verses».


Музыкальная составляющая проекта приближена к постсоветской эстетике за счет использования сэмплов эпохи. Звучание работы тяготеет к лишенным ударных партий аранжировкам, строящимся на струнных, клавишных и духовых инструментах. Автором музыки на большинстве композиций является lo-fi-продюсер Argov, проживающий в Тель-Авиве. Говоря о своем сотрудничестве, Друг подмечал творческий энтузиазм, проявившийся в желании поработать с продюсером после выхода Jewelry.

Dump YOD: Krutoy Edition — одновременно искреннее и откровенное высказывание музыканта на тему его личных переживаний и закрепление его победы над травмами юношества. Рэпер выступает в качестве оппозиции всей хип-хоп-индустрии, не забывая о важных людях в его жизни и семье. Композиция «Babushka III» красноречиво иллюстрирует его взгляды и жизненные приоритеты: «Real Hip-Hop heads, I can’t stand you / F**k  rap, I make songs for my grandma». Работу пронизывает лейтмотив автобиографичности: от обложки, изображающей детство Друга, до текста треков, и завершается интерлюдиями на родном языке, в которых родственник устраивает экскурсию по некогда близким для исполнителя местам.

Шестой полноформатный альбом в дискографии Друга является одним из самых личных и важных проектов в его дискографии. Преследовавшее исполнителя чувство, что ему нужно меняться во имя того, чтобы быть принятым в обществе, прошло. Затянувшиеся душевные раны позволили Другу обрести себя и создать альбом, о котором, по его же словам, он даже и не думал. Это история о молодом человеке из Восточной Европы, нашедшем себя в незнакомой и чуждой ему среде: став частью американской культуры, исполнитель не забыл о культуре своих предков.