Brown seed, brown pores, like molasses breadRuby yacht ain't met a crest we couldn't break
Второй куплет композиции переосмысливает трек «Dreams», попавший на первую вышедшую работу автора под псевдонимом R.A.P. Ferreira — микстейп The Truly Ancient and Original Lefthanded Styles of the Hoodwinkers and Penny Pinchers. Еще одним ретроспективным обращением является сэмпл фразы «Walk up in the building like I'm sposed to be here» из трека «no word for wack», вошедшего в компиляционный альбом лейбла Ruby Yacht 37 Jems. Завершается композиция размышлениями Феррейры о жизни и его мечтах. Трек «NONCIPHER» строится на приглушенной джазовой аранжировке, поддерживаемой игрой на саксофоне за авторством Аарона Шоу и гулкими драм-партиями.
Рассуждения о жизни затрагивают тему борьбы, боли и метафоричных описаний жестокости:
«Violence is the groove, pan frying bread fruitYou know the self is defined by the strugglingFound pain...
Инструментальная часть трека «OMENS & TOTEMS» начинается с медитативного электронного звучания. По мере того, как рэпер развивает свое повествование, композиция дополняется хлесткой перкуссией. Феррейра рассуждает о несправедливости искусства:
Professional rappers only heard post mortem
Размышления о жизни автор сравнивает с тёмными мыслями, портящими прекрасную ночь:
Most people try to delete their blues, and with it most of lifeBut, those are dirty thoughts on such a gorgeous night
По его мнению, именно от человеческих усилий и устремлений зависит то, куда приведёт их жизнь. Смысл данной строчки перекликается с закладываемым автором смыслом на предыдущем треке. В дальнейшем, рэпер высказывает свою точку зрения о богатстве — духовные блага, по его мнению, должны превалировать над материальными:
«Fuck wealth and the hype machineRather have health and an icy spring, or electrician training
Внести разнообразие в звуковое наполнение работы призван трек «U.D.I.G.», аббревиатура которого расшифровывается как United Defenders of International Goodwill. Трек выделяется динамическим звучанием, достигнутым за счёт гитарных партий в сочетании с живыми ударными партиями. Рори с юмористическим подтекстом описывает эпизоды из жизни. Параллельно он выделяет свое творчество, сравнивая себя с южноафриканской спортсменкой:
Right hand tempted, R.A.P. Ferreira run the beat like Caster Semenya
Артист также скрыто критикует общество потребления, концептуально отсылая к строчке о богатстве и известности из прошлой композиции:
I say to me, in earnestness, "did you earn this?"Before scarfing several
Рори осуждает людей, вредящих своему здоровью, оправдывая поедание вредной пищи тем, что они на неё заработали.
Трек «Laundry» отличается менее мрачным звучанием, которое строится за счёт бойкой клавишной партии. Феррейра юмористически изображает семейную рутину, шутливо обращаясь к Chance the Rapper, в лирике которого часто поднимаются темы семьи. Вписывающийся в общую энергетику трека рефрен описывает картину из жизни семьи Рори:
I'm hummin' in the kitchen, my son listenin
Сэмпл строчки из трека «The Mad Wunz» рэпера Masta Ace помогает отразить заявленную концепцию в полной мере:
I'm hot like clothes in the dryer
Возвращают альбом в привычное русло композиции «DUST UP» и «CYCLES». Звучание треков выстраивается вокруг медитативного космического эффекта, достигаемого за счёт инструментальных партий, исполненных на омникорде. «DUST UP» примечателен отсутствием перкуссии и представляет собой неторопливый рассказ Феррейры о своих ранних годах жизни в Чикаго:
I remember wearin' Jordans on the South SideWhen Jordan played for the Bulls and I wasn't allowed outside
Более глобальные вопросы рэпер поднимает на «CYCLES». Он переосмысливает эссе американской писательницы Сьюзен Сонтаг «Порнографическое Воображение», а также поднимает проблему человеческой неуверенности в себе:
Sacrificing down time for the wrong guys' good gracesShoulda held them aces and betted on self
Через описание человеческой модели поведения, когда человек сравнивает себя с другими, считая, что он достоин большего, Феррейра подытоживает: необходимо делать ставку на себя, не оглядываясь на окружающих.
Трек «ABSOLUTES» сочетает в себе плавность звучания акустической гитары и хлесткость ударных партий. Лирически, Феррейра исследует человеческие отношения, вопрошая в конце двух из трех куплетов: «How you like me now?». В заключительном куплете исполнитель иллюстрирует обстановку собственных похорон, описывая, что будет в дальнейшем:
Left some flowers by the graveSo when I die I won't stay
На «NO STARVING ARTISTS» минимализм инструментала дополняется мелодическими вокальными вставками и отстраненными ударными. Исполнитель обыгрывает явление голодающих артистов, приносящих себя в жертву искусству: «No starvin' artists, just artists starvin' to know».
Вышедшие в качестве синглов треки «LEAVING HELL» и «DOLDRUMS» отличаются как в плане музыки, так и в плане лирического наполнения. «LEAVING HELL» посвящен поиску смысла жизни, а также рассуждениям на тему искусства и поэзии. Музыкально композиция построена вокруг джазового инструментала, звуковое разнообразие которого охватывает клавишные, духовые и гитарные партии. «DOLDRUMS» выполнен в более минималистичном lo-fi-стиле и отличается приглушенными ударными. Мысли Феррейры выстраиваются вокруг трудности восприятия творчества, а также философии.
Первым совместным треком на альбоме является «AN IDEA IS A WORK OF ART», записанный с Майком Ладдом — авангардным исполнителем, смешивающем в своем творчестве иллбиент, хип-хоп и фри джаз. Впервые Феррейра обратился к Ладду в 2015 году на композиции «re: animist» с альбома «so the flies don’t come». Трек стал ответом на композицию Майка «Animist» с его альбома «Welcome to the Afterfuture».
Композиция состоит из клавишной партии, подкрепленной духовыми инструментами. Трек условно поделен на две части: когда заканчивает повествование Феррейра, после нескольких секунд тишины начинает читать Ладд. В своей лирике Феррейра не единожды упомянул коллектив Hellfyre Club:
Build gray matters, build better answers to destructive questionsYelling Hellfyre into microphones, came out swingin'
В это объединение входили такие артисты как Busdriver, Open Mike Eagle, Nocando и milo. Куплет Майка Ладда отсылает к деятелям науки в лице Эйнштейна и Хокинга, лейтмотив повествования выстроен на размышлении об исторических процессах и социально-политической повестки:
What if royalty despised us?And there's no chosen, no lawsWe're riding waves in centuries before slave trades no surprise we glide on the micros
Трек «MYTHICAL» сочетает в себе духовые инструменты с клавишными. Двойственный подход музыкантов к построению драм-партий обеспечивает звуковое разнообразие: если на куплетах ударные структурно приближены к хип-хоп композиции, то вместе с духовой партией используется запись живой перкуссии.
Повествование Феррейры выстраивается вокруг соединения размышлений о своей личности с мыслями на тему политики и религии. В частности, рэпер отсылает к актеру Джованни Рибиззи, делится мыслями о свободе чернокожего населения, а также обращается к Заповедям блаженства:
Giovanni Ribisi type sneaky, go-getter, vegan white cheddarMythical like a sack of dirt from a free black nationChapter 29, beatitude, beatitudeBe attitude, be attitude
Второй совместной работой стал трек «PINBALL», записанный при участии Open Mike Eagle. В основу звучания трека положена размеренная синтезаторная партия и перкуссия. Психоделическое настроение композиции поддерживается лирикой артиста:
Bust the jazz hands, she hit the lumpy danceLakim Shabazz enters a deep trance, levitating
В рефрене Феррейра ссылается к названию трека, упоминая первоначальный псевдоним Дэниэла Думилея, известного как MF DOOM:
And then I played pinball with Zev Love X
Open Mike Eagle в своём куплете выстраивает повествование на игре слов, иронизируя:
Big bank take little bank, and shouts to the ink tankFor painting my lemons goldThe front looks good but the back tooth's missingAnd Geti said we walk like jazz musiciansI don't think that's it though, I think it's, you just like middle aged
Трек «GOLDEN SARDINE» отсылает к поэтическому сборнику 1967 года «Золотая сардинка» американского поэта Боба Кауфмана, который был видным представителем движения битничества. Неторопливое и мелодичное звучание трека достигается за счет размеренного клавишного инструментала за авторством пианиста Роба Араухо и спокойных ударных партий. Первая же фраза куплета содержит упоминание Боба Кауфмана:
Head honcho in a poncho like Bob Kaufman
В дальнейшем рэпер, отсылая к искусству и массовой культуре предается рассуждениям об известности и рефлексии:
The Howdy Doody guitar player gets suplexedHe not right, might pop like Enoch LightWhat is the price of glory, fire in the conservatoryWhat's mine is in my mind
«RO TALK» — самый длинный по протяженности на пластинке. Феррейра зачитывает монолог о чистой воле и парадоксальности инстинкта защиты: «It's funny, it be the instinct to protect make you strike first».
В каждом из трёх куплетов исполнитель затрагивает вопросы, в какой-то мере интересовавшие философов на протяжении её существования:
Asking "who are you?" to me as in a absolutist questionIf I had to answer that I'd rather skip the whole confession
Во втором куплете Феррейра выступает с критикой института власти, также ссылаясь на Малаклиса Младшего — одного из соавторов книги Принципия Дискордия, священной книги пародийной религии дискордианства:
Now I turn to the audience and mutter, "all authority is deviance"Malaclypse the Younger said it best
В третьем куплете артист освещает тему жизненных испытаний, параллельно обособляя себя от других людей:
Life brings me to my kneesYou repeat as you pleaseI repeat as I please
В эпилоге трека Феррейра приводит доводы, что в нынешнее время математика представляет собой лишь счёт денег.
Финальный трек «MASTERPLAN» — музыкальное переосмысление и кавер на классическую композицию 1969 года «The Creator Has A Master Plan» музыканта Фэрроу Сандерса, представителя раннего фри-джаза. Феррейра оставляет речитатив, используя плавный и мягкий вокал, которому аккомпанирует воздушная джазовая аранжировка.
На своем дебютном альбоме как R.A.P. Ferreira сохраняет декларируемую им идею соблюдения баланса между юмористическими эпизодами своей лирики и размышлениями на проблемные темы. Ширина кругозора Феррейры простирается от упоминания деятелей массовой и андерграундной культуры до переосмысления творений серьёзных философов и публицистов. Музыкально, проект граничит между джазовой эклектикой, присущей коллективам из 90-х A Tribe Called Quest и Digable Planets. Каждая отдельная композиция самостоятельна, в то же время все 18 треков связаны между собой общим лейтмотивом, проходящим через ретроспективу и отражение жизненного опыта Рори Аллена Филиппа Феррейры.