Deep Cuts

Various Artists — Climax OST

Альбом
Париж, 1996 год, группа танцоров проводит вечеринку перед американским турне. Кто-то незаметно добавляет в чан с сангрией несколько капель ЛСД и присутствующие остаются наедине со своими внутренними и внешними раздражителями — таков сюжет Climax.

Новый фильм французского и аргентинского режиссера Гаспара Ноэ — результат ловкой синергии аудиовизуальных элементов, в которой музыка играет одну из ключевых ролей. В своих картинах Ноэ уделяет музыкальному сопровождению особенное внимание. Режиссер убежден, что музыка может быть ведущим элементом фильма, а в некоторых случаях даже спасти его от провала. «Саундтрек помогает ключевым сценам врезаться в ваш мозг. Фильм может вас захватить и заставить думать о нем исключительно из-за музыки». В своей последней картине Гаспар особенно активно работает с продюсерами электронной музыки. Ноэ задает определенную динамику и эстетику, необходимую для поддержания хаотичного и беспорядочного действия, свойственному Climax. Он работает на границах визуального ряда и музыкального сопровождения.

Гаспар Ноэ
Фото: A24

Саундтрек репрезентует атмосферу электроники второй половины 90-х. Европейские площадки наполнились фильтрами частотных срезов и эффектом фэйзера. Танцевальная музыка меняла облик в сторону повторяющегося психоделического грува, появились коллективы Chemical Brothers, Mr. Oizo и Daft Punk. В саундтреке к Climax 19 композиций, среди артистов — Dopplereffekt, Aphex Twin, Giorgio Moroder и другие. Один из участников Daft Punk, Томас Бангальтер, написал для фильма композицию «Sangria» с ломаным ритмом, которая отражает концепцию фильма максимально понятно. Главный оператор Винсент Мэрэвэл выстраивает видеоряд в зависимости от темпа и ритмики проигрывающийся композиции. Оператор внимательно изучал треклист для того, чтобы лучше передать атмосферу танца. Один из ключевых «звуковых» героев фильма — диджей под псевдонимом Daddy — управляет эмоциями толпы до момента, когда сангрия овладевает и его сознанием: затем музыка сама начинает управлять публикой и событиями. Каждый момент в фильме — это своеобразная кульминация. Важность точного подбора музыкальной последовательности становится в ряд с монтажом видеоряда. «Windowlicker» от Aphex Twin стал единственным треком, который, напротив, не соответствовал визуальному полотну: в момент критического состояния вступают медленные и мажорные открывающие синты композиции. Саундтрек простирается от французского хауса в исполнении Патрика Хернандеса до тяжёлых и агрессивных техно-композиций Dopplereffekt; сборник не ограничен прямыми ударами бочки и зацикленными линиями лид-синтезаторов. В списке возникает напряженная абстракция трека «Mad» и отходящая от электроники инструментальная композиция «Angie» от Тибо Барбиллиона. Балансируя между настроениями и выстраивая сюжет музыкой, треки остаются в танцевальном поле.

Наэлектризованный саундтрек Climax образует собой сюжет, формируя эмоциональную силу нарративного повествования. В промо к фильму Гаспар Ноэ оставил сообщение: «Вы презирали I Stand Alone, вы ненавидели Irréversible, вы испытывали отвращение к Enter the Void, вы проклинали Love, теперь попробуйте Climax — мой новый фильм». Несмотря на полярные отзывы критиков, Climax — это настоящий документальный фильм, оставляющий прямой отпечаток парижской танцевальной музыки 1996 года.