Deep Cuts

Rina Sawayama — SAWAYAMA

Альбом
Британско-японская исполнительница Рина Саваяма, недавний подписант лейбла Dirty Hit Records, выпустила первую полноформатную работу SAWAYAMA. В пять лет Рина и её родители переехали из Ниигаты в Лондон. Культурные особенности сразу двух стран начали оказывать влияние на девочку ещё с детства: в то время как дома Рина слушала родную музыку на японском языке, творчество западного мира представлялось ей каждый раз, когда она выходила на улицу. Смесь J-pop и популярной музыки конца 90-х и начала 00-х стали определяющей характеристикой её подхода. 

С самого начала карьеры девушка работает независимо. Даты релиза её отдельных треков уходят в 2013 год. Продуктивная работа и выпуск мини-альбома RINA принесли первый заметный успех. На пике нового внимания выходит дебютный альбом SAWAYAMA — альбом-рассуждение артистки о своём месте в западном мире. Слушатель знакомится с основополагающей проблематикой ― собственные отношения с квир-сообществом, зависимость от трендов и отсутствие гармонии в собственной семье. Рина представляет необычный взгляд на эстетику хайперпопа, объединяющего переосмысление актуальных тем и электронное звучание. Подростковые годы исполнительницы пришлись на нулевые, и музыка этого времени повсеместно встречается в её творчестве. Это и ранняя музыка Бритни Спирс на «XS», и ню-метал-звук «STFU!», пик популярности которого пришёлся на начало нулевых. Более глобально, альбом посвящён подробному объединению японского и европейского музыкальных методов. 

Фото: BBC News

Девушка признаётся, что с ранних лет она чувствовала давление сверстников. Рине хотелось почувствовать себя более раскрепощённой в новой стране, в то время как семья требовала приверженности японскому укладу. Этим повествованием открывает альбом трек «Dynasty». Для девушки крайне важно быть независимой, в то время как семейные порядки лишь обременяют её. Перенося груз предрассудков и непонимания сверстников, реализация на западе как восточного музыканта становится принципиальной идеей. Влияние миграции на взросление описывается в треке «Akasaka Sad». Композиция посвящена печали, которая проследует девушку при возвращении на родину. Рина признаёт, что из-за долгого пребывания вне Японии она чувствует себя чужой, что лишает всякой возможности почувствовать себя дома как на родине, так и в Великобритании. 

«STFU!» воспроизводит тропы ню-метал-жанра: речитатив представляется на фоне  бас-гитары, мелодичных куплетов, контрастирующих с агрессивными припевами. Рина дополнила композицию эклектичным вокалом, который дублируется хором. Трек возвращает Рину в детство: девушка чувствует острую несправедливость, когда кто-то принижает людей по национальному признаку. Связано это и с притеснениями за своё собственное происхождение. Трек стал первым представленным с альбома синглом и возможностью для певицы выместить агрессию, скопившуюся в ней из-за современного отношения к меньшинствам. В клипе Рина срывается на парня, который строит с ней диалог, полностью основанный на японских предрассудках. 


В следующей песне «Comme Des Garçons (Like the Boys)» Рина затрагивает тему токсичной маскулинности, о чём рассказывает более подробно в интервью Apple Music. Ирония над чрезмерной уверенностью отражена в клипе, где девушка принимает нарочито мужественные позы и становится объектом обожания. 

На создание трека «Paradisin’» певицу вдохновляет ностальгия по японским видеоиграм 90-х. Дни детства сравниваются на композиции с забавной видеоигрой. Альбом непрестанно путешествует от одной темы к другой ― «Love Me 4 Me» утверждает идеи уверенности и самореализации исполнительницы, которыми полна пластинка. Девушка отмечает, что нужно полюбить себя чтобы стать счастливой, и берет за основу мироощущения крылатое выражение квир-иконы РуПол: «Если ты не можешь полюбить себя, как ты полюбишь кого-то другого?»

Фото: DIY Mag

Личные переживания Рины в «Chosen Family» снова выходят на первый план, во многом благодаря тому, что особое внимание здесь уделено музыкальной части. Певица затрагивает тему дружбы и ситуаций, когда друзья становятся семьей для человека. Девушка часто сталкивалась с отторжением среди родных, из-за чего ощущала себя подавленной, в то время как «выбранная семья» позволила ей почувствовать себя свободной. 

«Snakeskin» становится грандиозным завершением пластинки. Быстрый ритм перетекает в соло на фортепиано. В треке Рина говорит, что она меняется под публичным и семейным давлением, из-за чего артистка вынуждена постоянно подстраиваться и «сбрасывать змеиную кожу». Эксклюзивным треком для Японии стал «Tokyo Takeover». Если раньше исполнительница фрагментарно обращалась к родному языку, то эта песня практически полностью исполнена на японском. 

SAWAYAMA — дебютный альбом молодой певицы, который стал не только её первым большим релизом, но и возможностью высказаться. Практически в каждой песне Рина уделяет отдельное внимание припеву, выделяя его в вокальном и музыкальном плане: голос девушки искажается, общая мелодия нарушается, часто повторяются отдельные фразы. Неординарный подход к популярной музыке при этом закрепил альбом не только в европейских, но и в азиатских чартах. Выпуск коммерческой музыки с собственной адаптацией известных поп-идентификаторов ― это один из способов рефлексии и самоанализа Рины. Текст альбома затрагивает глубокие и личные темы, делая слушателей той самой «выбранной семьей», о которой она говорит в завершающей части проекта. Лонгплей стал рассуждением о восприятии японской культуры в западном мире и часто потребительском отношении европейцев к азиатским странам.