09 ИЮЛЯ, 2021
Брутализм и пост-панк: история бунта и архитектуры
Текст
ТЕКСТ: ОЛЕГ ЩЕРБИНИН
Пятьдесят лет назад у итальянской группы Le Orme выходит прогрессив-рок-альбом Collage с заглавной песней «Cemento Armato». Это эпос о жизни современного человека и его переживаниях за экологию, социальную и экономическую политику развития городов после войны. Название песни буквально значит «армированный бетон»: внешне он неотличим от необработанного материала, который во Франции называют бетон-брут. Термин «брутализм», использованный в эссе архитектурного критика Рейнера Бэнэма «Новый брутализм» 1955 года, описывает здания, построенные из грубых материалов и простых форм.
В 60-х годах концепции брутализма, описанные Бенэном, становятся популярными не только в Соединенном Королевстве, но и в Европе и мире. С одной стороны есть, такие гениальные постройки как Жилая Единица Ле Корбузье и Зал выпускников в Чикаго Миса ван дер Роя. С другой стороны, пример функционального и недорого типового жилья из стран совесткого блока.

Послевоенное поколение, при этом, отнеслось к урбанистической экспансии неодобрительно. Защитники окружающей среды пустили корни в расцветающей субкультуре хиппи с цветами и пестрыми красками, противопоставляя их серым оттенкам и суровости брутализма.

«Новый брутализм»
Обложка книги от издания Tatlin. 1973 год.
C. C. C. P. Fedeli Alla Linea: фотографии с концерта во Флоренции, 1986
Пост-панк и бруталистское восстание
Десять лет после Cemento Armato, утопичные лозунги хиппи сменились на панк-нигилизм за которым вскоре следует пост-панк. Контркультурная сцена объединяет модернизм и времена Веймарской республики: Cabaret Voltaire, Bauhaus, тренд на каверы Лили Марлен. Обращая внимание на стиль итальянского певца Garbo и армейские рубашки Joy Division, становится заметно как хроматическая палитра быстро сменилась с ярких психоделических расцветок на оттенки серого.

A Berlino...Va Bene
Обложка альбома
Логотип Factory Records вдохновлен индустриальным пейзажем послевоенной Британии
Бруталистская архитектура стала отражением разочарования нового поколения. Вместо того, чтобы бежать из городов с их уставшим рабочим классом, где бывшие когда-то символом надежды новые здания сегодня стали заброшенными, пост-панк-поколение использует бетон-брут-эстетику и делает её частью своего художественного образа. Город становится источником нового языка. Недавно изданная книга Superstructures – Note of an Experimental Jetset / Volume 2_ (Roma Publishing) анализирует взаимодействие между Амстердамом и четырьмя разными творческими движениями, включая пост-панк.

Кажется, что бетонные поверхности идеально перекликаются с черно-белыми ксерокопиями, созданными на машинах Xerox. Это искусство также называется копировальным (photocopy art) и противопоставляется доминирующей культуре диско-шаров, избыточности и тщеславия. При этом, нет ничего удивительного в том, что пост-панк-поколение, маргинализированное громогласным обществом потребления, очаровывается эстетикой Восточного блока, где бруталистская архитектура достигла своего пика.
В Германии заброшенные старые бруталистские здания используются как сквоты, где процветают контркультурные сцены — в первую очередь пост-панк, а позже техно. Неудивительно, что Берлин — то место, где основана итальянская группа CCCP. В будущем группа использует серию фотографий домов восточного Берлина района Панков для своей ретроспективы «Live in Punkow» в 1996 году.

На севере Англии лейбл Factory Records использует бруталистскую эстетику в своей айдентике и оформлении логотипа — силуэт дымящего завода как символ Манчестера. В 50 и 60-е годы, многие английские города обрастают массовым многоэтажным жильем; спустя время, подобный социальный эксперимент будет признан неудачным и не получившим должного распространения.
Former Warnings Cluster
Eades
Переоткрывая брутализм
В наше время, возрождение пост-панк-музыки на андеграунд-сцене заметно по всему миру: от Америки и Европы, от Соединенного Королевства до стран бывшего СССР. Связано это с продолжающейся неопределенностью в экономике и обществе. При этом, модернистская архитектура снова вернулась в контекст музыки, и не только благодаря общему интересу к бруталистской архитектуре.

Группа Egyptian Blue использует нарезки фотографий общественных зданий в обложке к релизу Collateral. Для сингла «Former Warning Cluster», коллектив из Лидса под названием Eades снял клип на фоне бруталистских зданий. Группа использует рациональный стиль времен Веймарской республики для обложки к релизу Microcosmic Things дизайнера Raissa Pardini. Группа IDLES происходит из Бристоля, где бруталистская архитектура доминирует во всем городе. Они называют свой дебютный альбом Brutalism: обложкой стала фотография модернистской скульптуры от вокалиста группы Джо Телбота.

Альбом белорусской группы Молчат Дома под названием Этажи выходит на берлинском лейбле Detriti Records . Альбом стал примечательным не только благодаря тик-ток-мему, но и за обложку с изображением отеля Панорама: модернистской постройки 1970 года, находящейся в Штрбске-Плесо, Словакия.
Оформление пост-панк-альбома Egyptian Blue's Collateral Damage EP
IDLES назвали свой дебютный альбом Brutalism
Влияние психогеографии на музыку
Интерес к архитектуре также наблюдается в современной независимой музыке. Британцы из Working Men’s Club используют фотографию спального района из родного Ланкастера, а The Drums с альбом Brutalism указывают на воздействие места, где живет современный человек и его ощущения. Миланская группа Calibro 35 с альбомом Decade вдохновляется наследием утопий, созданных Superstudio и Archizoom. Для коллектива, это попытка отразить аналогию между радикальной архитектурой и музыкальными конструкциями, написанными на нотоносце. Похожим образом, проект Olivetti Sound System исследует звуковой ландшафт, навеянный индустриальной архитектурой фирмы Olivetti, знаменитого производителя вычислительных машин. Звук передается диджей-сетами, состоящими из электронной и музыкальной библиотеки семплов и треков.
Британская пост-панк и пост-рок-группа Squid, недавно подписавшаяяс на лейбл Warp, в преддверии выхода дебютного альбома Bright Green Field запустила вебсайт, где пользователь может разместить группу в любой выбранной локации. Данный пример не только предлагает по-новому взглянуть на пластичность живого выступления, но и объясняет связь между группой и городским пейзажем. В видео к синглу «Narrator», наблюдатель смотрит на выступление в постоянно изменяющемся городском и природном ландшафте, как будто исполнители являются частью процесса внутри САПР-программы.
Narrator
Squid
По мнению итальянского философа Джамбаттиста Вико, история циклична: так происходит с музыкальными и контркультурными трендами. Без сомнения, тут стоит отметить и архитектуру, постоянно влияющую на творческий взгляд молодых исполнителей во всех её разновидностях и формах. Это вдохновляющий диалог с окружающим пространством, который тем самым подтверждает междисциплинарную сущность искусства.