Petite Noir
La Maison Noir / The Black House
Рецензия:
Янник Илунга возвращается с мини-альбомом La Maison Noir / The Black House после трехлетнего перерыва
Petite Noir определяет свое творчество собственным понятием Noirwave. Артист не ставит преград и не останавливается на музыке — он описывает нуар-вейв как общественное движение, в ключе которого выходцы из африканских диаспор могут свободно творить в контексте своей культуры, не опасаясь быть непонятыми или скованными условными границами.
В последние годы Янник живёт и работает в Лондоне. Адаптация к европейской среде и стремление сохранить национальную идентичность, наследие своей культуры — два основных вектора, по которым действует Petite Noir. Музыка отражает эту многозначность через жанровую эклектику, смешивая позиции соул-трэпа, арт-попа, альтернативного R&B, квайто и других. Творчество Янника создает цельный образ его народа, изображая то конкретного человека, то обращаясь к судьбе всей нации.
Национальное самосознание Илунги выходит на первый план. Его родители родом из стран Африки (мать – из Анголы, отец – из Конго), сам он родился в Брюсселе, но большую часть жизни провел в Кейптауне. Там в 2009 году и началась его музыкальная карьера в составе дуэта Popskarr с ди-джеем и музыкальным продюсером Терренсом Пирсом. После выпуска ряда синглов и ремиксов проект прекратил существование. Последний совместный материал был издан в 2012 году. В этом же году Илунга записывает первый сольный трек «Till We Ghosts», который вошёл в состав дебютного мини-альбома The King of Anxiety.
Открывает La Maison Noir трек «Blame Fire». Словосочетание «blame fire» было также построено на личных ассоциациях и означает «вся слава Богу». В «Blame Fire» Илунга рассказывает собственную историю.
Started with a prayer and a big dream
Think I was about like seventeen
Underrated, understated, never seen
Big mind, small town, man I had to leave
С юного возраста Илунга чувствовал, что может многого добиться, вырвавшись за пределы родного города. Будучи выходцем из ЮАР с вытекающими из иммигрантского статуса проблемами, он приходит к выводу, что цвет кожи — это главная причина быть благодарным Богу.
Yeah, we need to realize that our skin is a blessing
When they try to tell you you'll never be, just aim higher
Elevation, elevation, elevation, elevation, but still higher
Второй трек альбома «Beach» записан при участии Дэнни Брауна и Nukubi Nukubi. Эта композиция о многократном перерождении в течение одной жизни: каждый жизненный этап интерпретируется как путь от младенчества до зрелости. И каждому этапу свойственно заканчиваться, освобождая почву для нового:
'Cause I just reached my limit
And I wanna let go
Let's talk about life
Gotta take chances, gotta think twice
Imma grab that plate and a knife
Imma show you right now, gotta sacrifice
Let's talk about death
What, what tomorrow bring?
When a angel strike that's it
Gonna have my face on that magazine
Terrorize
Right in front of our eyes
Fight fire with fire
— в этих словах звучит явный призыв к борьбе, однако он обыгрывается через позитивные фанк-ритмы: здесь нет звуков реальных выстрелов, его имитируют голоса, которые выкрикивают «Pow pow pow!» (женский голос принадлежит Rha!Rha!, жене и креативному директору Илунги — Рошель Нембхард, которая приняла участие и в записи заключительного трека «Hanoii»). Тем не менее, на фоне слышны звуки падающих снарядов. Petite Noir размывает момент, оставляя его между метафорой и действительностью. Музыкант описывает данную композицию, как наиболее наглядное отражение нуар-вейва.
F.F.Y.F (Pow)
В дополнению к мини-альбому был визуализирован короткометражный фильм La Maison Noir: The Gift and The Curse, гармонирующий с музыкальной палитрой. Видео срежиссировано Рошель Нембхард в сотрудничестве с Red Bull Music. Нембхард имеет британские и ямайские корни и, как и Илунга, выросла в Южной Африке. Оба супруга находятся на пересечении нескольких культур, что помогает им в совместной деятельности: их восприятие мира схоже.
Главный идейный и сюжетный мотив видео — космограмма, взятая из культуры Конго, которая символизирует физический и духовный миры человека. Она состоит из четырех секторов: рождение, жизнь, смерть, перерождение. Фильм также делится на четыре части, каждой из которых соответствует определенная композиция с альбома (рождение – «Blame Fire», жизнь – «F.F.Y.F. (Pow)», смерть – «Hanoii», перерождение – «Beach»).
Рассказывая о творческом процессе, Илунга отмечает, что где бы он ни находился, он всегда пытался привнести в музыку что-то из окружающей среды. Видимо, поэтому звучание La Maison Noir / The Black House, пропитанное культурой ЮАР, настолько разнообразно и органично одновременно.
Над материалом работали:
Алина Ватанабэ
Автор
При создании рецензии были использованы материалы:
Petite Noir
The Fader
DEEP CUTS
Владимир Дубань
Вёрстка, оформление
Марк Мухин
Редактура
Всеволод Кисляков
Редактура
Полезное
Подпишись
© 2018 DEEP CUTS
BE READY