Лучшие хип-хоп альбомы 2017 года

Оглядываясь на каждый уходящий год в музыке, особенно в хип-хопе, каждый раз я думаю про себя: «ну, лучше уже быть не может». И всякий раз убеждаюсь в обратном; 2017 год не предвещал ничего грандиозного, однако, по мнению многих, это были одни из лучших 365 дней в текущем десятилетии для всего хип-хопа.

Все больше ворчунов и любителей «старых добрых времен» открывают для себя современных артистов, а те, в свою очередь, открываются нам с совершенно новой стороны — будь то интернет-самородки и локальные знаменитости, или же мировые звезды и легенды жанра.

Чтобы перечислить все отличные альбомы 2017 года потребуется, наверное, топ-20, может даже и топ-50. Но формат на то и формат, поэтому из всех бриллиантов прошедших дней я выбираю те, которые оказали наибольшее влияние не только на жанр, но и на меня самого.

Топ-7 лучших альбомов года я оснащаю кратким топ-3 релизов, также заслуживающих пристального внимания: достойные и ненавязчивые работы, включить которые можно в любой момент и в которых совершенно невозможно разочароваться. Но сначала — топ-7 моих любимых альбомов 2017 года в жанре хип-хоп.
Лейбл: Cinematic Music Group
Joey Bada$$ – All-AmeriKKKan Bada$$
Один из самых интересных исполнителей молодой школы, чей долгожданный альбом получил крайне положительные отзывы вскоре после релиза. Со временем, слушатели стали отзываться о работе более скептически — сильные политические темы начали казаться слишком общими, а подача чересчур прямолинейной. Музыкально альбом впечатлял в начале, однако ближе к концу начал затухать. Не все оценили переход артиста на более легкое звучание.

В моем случае всё было иначе: первые прослушивания альбома оставили положительное впечатление, но ничего конкретного (за исключением нескольких совместных треков) я выделить не смог. Ближе к концу года я вернулся к альбому и уже не мог остановиться — первая, более джазовая половина, звучит органично и моментально западает в память: до сих пор напеваю про себя «TEMPTATION». Середина альбома полна более атмосферных и мрачных битов, которые дополняют восхитительные гостевые куплеты. Посыл, хоть и прямой, но всё также актуальный и цепляющий своей доступностью.

All-AmeriKKKan Bada$$ — это крепкая работа от одного из сильнейших современных представителей жанра, из которой можно получить как пищу для размышлений, так и качественную музыку.
7
Лейбл: Las Fuegas
Injury Reserve – Drive It Like It's Stolen EP
Ставить EP в один ряд с полноценными релизами — это не совсем честно, однако на то есть причины. Injury Reserve были поздним открытием 2016 года, выпустив альбом FLOSS в самом конце декабря. Нынешний год, к сожалению, не стал прорывным для этой команды, но в сентябре трио откровенно удивили мини-альбомом Drive It Like It's Stolen.

Продюсер коллектива Parker Corey уходит от традиционного джазового звучания, в результате чего звук становится гораздо более экспериментальным и электронным, не теряя при этом фирменной многослойности и оригинальности. Музыка стала гораздо разнообразней: хвастовской See You Sweat гремит с такими треками как North Pole, на втором куплете которого к горлу подступает ком.

Но где же огонь, за который трио и стало так уважаемо и популярно, спросят фанаты? В этом случае, всего один трек под названием Boom X3 вполне претендует на звание одной из самых пробивных и агрессивных композиций уходящего года – на припеве внутри просыпается самый настоящий пироман, а на куплетах Stepa J Groggs и Ritchie with a T сыплют незаурядными и бодрыми рифмами. Прослушивание семи треков вызывает столько эмоций, сколько неспособны порой вызвать некоторые крупномасштабные проекты, за что коллектив однозначно заслуживает самого пристального внимания.

Injury Reserve непременно найдут свою аудиторию за пределами интернет-форумов и сообществ – нужно лишь распространить слово. Что касается музыки, то поводов для беспокойства тут точно нет.
6
Лейбл: Mello Music Group
Open Mike Eagle – Brick Body Kids Still Daydream
5
Пока одни исполнители тянутся к звездам и отчаянно пытаются переплюнуть тематические кульбиты своих товарищей по перу, альтернативный хип-хоп артист Open Mike Eagle остается на Земле и посвящает свой новый альбом Чикаго – городу, в котором вырос. Повествуя свою историю от лица молодого супергероя, Майкл отправляется в детство, проведенное в многоэтажных домах района South Side, ныне уже демонтированных.

И хотя тема уничтожения целого жилого комплекса глубоко беспокоит автора, звук альбома практически противоположен тому что, казалось бы, должно вызывать оправданный гнев — самые различные инструменты, четкие, но при этом сравнительно спокойные биты и самое главное — умиротворенный и «добрый» голос самого Майкла. Тексты композиций включают в себя завораживающие картины и внимание к настолько маленьким и незначительным деталям, что в их аутентичности не сомневаешься ни на секунду. Кроме того, своеобразный черный юмор и отсылки всех форм и размеров: от комиксов про людей Икс до Дэвида Боуи и античных философов, также присутствуют на пластинке в немалом количестве.

Brick Body Kids Still Daydream — это история, включающая в себя множество персонажей, которых объединяют те самые растерзанные джентрификацией жилые комплексы. Юношеский максимализм рэпера передает через молодого себя образ супергероя, который поклялся защищать всех жителей своего дома. Но при при этом, становится также виден тот «панцирь», которым артист оброс со временем. Оглядываясь назад он осознает, что некоторые вещи неподвластны даже супергероям, и порой самое лучшее — смотреть вперед без оглядки на прошлое. В конце концов, именно детство и его грустный и неожиданный конец сделали Майкла Игла тем, кем он является сейчас.
Лейбл: Aftermath/Interscope (Top Dawg Entertainment)
Kendrick Lamar – DAMN.
Чем больше сила, тем больше ответственность. Ожидания фанатов Кендрика Ламара были до невозможности завышены: To Pimp a Butterfly сделал рэпера легендой, альбом стал одним из самых, если не самым лучшим альбомом десятых годов XXI века. Сможет ли артист закрепить успех и подтвердить звание Величайшего Рэпера в истории, так часто звучащее в паре с его именем? Если ты уже голос поколения, то куда же ещё расти? Оказывается, направлений для роста более чем предостаточно.

В первую очередь это рост не только вширь, но и ввысь: альбом DAMN. привлек внимание широчайшей публики, а популярность артиста за рубежом невероятно возросла. Комплексный и гораздо более доступный звук альбома был высоко оценен массами и критиками, однако преданные фанаты начали беспокоиться: нет той самой глубины, сложных концептов, былой литературности.

В сравнении с предыдущим материалом, идеи DAMN. уже не так очевидны и расчерчены — они стали более комплексными, противоречащими, требующими подробной рефлексии; расизм — это плохо, убивать людей — это тоже нехорошо. Но ведь и сам Кендрик тоже человек, а не ходячий мегафон! Идея чрезмерного восхваления, доходящего до того, что никого уже не беспокоит реальная жизнь голоса поколения, крепко вплетается во всеприсутствующий образ Бога. Именно его Кендрик выбирает как ориентир в жизни, к чему призывает и самого слушателя. Анализ всех задумок, включенных в часовой проект, потребует по меньшей мере ещё пары страниц текста.

Музыкально альбом абсолютно разбросан. Депрессивные размышления исполнителя, дополненные тянущимися сэмплами и томными сопровождающими вокалами заменяются скачущими и практически бездумными треками, полными жара, самовосхваления, слепой ярости. Эти же треки впоследствии заменяются откровенными радио-хитами, смысловая наполненность которых угасает, если рассмотреть их по отдельности. Как и в случае с предыдущими альбомами Кендрика, целая картина становится доступна лишь тому, кто сложил все части головоломки воедино.

С бешеной популярностью релиза и отдельных композиций можно с легкостью отбросить и разжаловать представленные идеи. Можно назвать их слишком доступными, повторяющимися, высказать предположение о том, что идей здесь вообще нет и Кендрик потерял фокус в погоне за популярностью. Со временем, важность и комплексность альбома незаметно забывается, невольно начинаешь высокомерно закатывать глаза и ассоциировать всю работу с лишь одной прыткой композицией, занявшей больше всего места в коллективной памяти. При каждом подробном прослушивании, становится понятно, что подобные претензии совершенно напрасны — еще одного безупречного альбома с таким всемогущим концептом создать невозможно. Как и при столкновении с путьми Господними, начинаешь ощущать ничтожность своих замечаний и напрасную гордыню. В конце концов, все мы только люди, о чем нам и напоминает последний релиз одного из самых достойных людей нашего времени.
4
Лейбл: Ruck Down Records / Duck Down Music Inc.
Sean Price – Imperius Rex
Imperius Rex — это полноценный альбом, созданный при использовании записанных ранее куплетов Пи, к которым были прикреплены броские гости. Многоуровневой задумки здесь нет, разве что только одна, самая главная: Шон Прайс — самый лучший рэпер в игре. Для артиста, тексты которого посвящены на 99.9% его собственному величию — это идея не новая. Удивительно то, насколько артист убедительно подает эту идею. Вещая фактически с другого света, каждому слову и каждой метафоре веришь беспрекословно, закрывая глаза на «всех этих других рэперов». Незнакомый человек и не подумает о том, что исполнителя уже нет с нами — Шон Прайс становится похож на самый натуральный природный катаклизм в мире хип-хопа, который может ударить в любой момент. Если солипсизм того же современного Эминема вызывает смех и легкое презрение, то солипсизм Шона Прайса вызывает благоговение и одобрительное покачивание головой.

Некоторым исполнителям повторяющиеся темы в творчестве ставят в укор. В случае с Прайсом всё абсолютно иначе: феноменальные технические способности, безграничная фантазия исполнителя в создании текста о знакомых темах, но каждый раз по-новому, угрожающий голос и злая подача не дают заскучать, нетривиальная лирика развеселит, а работа целого ряда продюсеров идеально дополнит картину.

Много времени было проведено с дискографией исполнителя, а также в расширении музыкального кругозора в сторону ближайших коллег по цеху — коллективы Book Camp Сlik и Random Axe, исполнители Ras Kass, Gift of Gab, The Lox и другие представители жанра. После Imperius Rex в рупоре появился Mic Tyson и многочисленные микстейпы. Каждому своё, и в приоритете оказалось знакомство с любимым жанром, нежели условное персональное развитие; отсюда и такая высокая позиция в списке.

Личность Шона Прайса притягивает, образ борзого и вечно недовольного короля андерграунда необычайно аутентичен и совершенно реален, но при этом напоминает персонажа городских легенд: на лицо ужасного, но доброго внутри. Некоторые знатоки выскажутся о том, что не так уж он и впечатляет, и вообще музыкально он слишком плоский. В этой ситуации одно можно сказать наверняка — вряд ли бы они озвучили подобные идеи в его непосредственном присутствии.
3
Лейбл: QUESTION EVERYTHING, INC. / EMPIRE
BROCKHAMPTON – Saturation I, II, III
Ещё одна хитрая уловка с моей стороны – расположить в ключевой позиции не один, а сразу три альбома исполнителя. Этого бы однозначно не произошло, если бы не самая настоящая революция, которую устроил калифорнийский бойбенд BROCKHAMPTON со своей нынче легендарной трилогией Saturation. Революция, произошедшая не только в музыке, но и в головах.

Будем делать? Вот ребята с KTT собрались и сделали, да так, что даже и неясно, с чего начать. Мириада молодых талантов, создающих вместе музыку, разрабатывающих дизайны, снимающих видеоклипы и целые полнометражные фильмы. Пятнадцать парней разных национальностей, рас, и социальных слоев собрались вместе и за год создали гигантское количество всевозможного материала, который преданные фанаты, больше напоминающие представителей культа всех этих личностей, прозвали «вселенная Brockhampton». Высокое качество материала уже давно перестало быть новостью: с выходом заключительного альбома трилогии Saturation, весь скептицизм сменяется неуемным желанием знать, каким будет следующий этап в развитии коллектива.

Если выбирать из трех выпущенных альбомов, то однозначно стоит говорить о финальном проекте серии, Saturation III. Ожидания были высоки, однако к тому моменту ребятам уже ничего не нужно было доказывать — дайте фанатам ещё один неплохой альбом и все будут рады. Однако то, что произошло на данной пластинке, превзошло все возможные ожидания: парни будто бы активировали секретные чит-коды и на голову превзошли самих себя. Менее активные участники проявились с новой стороны, а регулярные контрибьюторы выложились на все 110%. Музыкальная палитра стала ещё более насыщенной (каламбур), звучание в целом — гораздо необычнее. Если до релиза казалось, что команда потихоньку изживает себя, то после третьего альбома ощущение такое, будто бы всё только начинается.

Brockhampton — это совершенно новый стандарт в музыке интернет-эры. Формула, которую задали несколько лет назад такими коллективами, как Odd Future, была выведена на небывалый уровень по всем возможным параметрам. Это и есть та самая «музыка молодых» — визгливая и хвастливая, задающая неудобные вопросы, местами неловкая и даже несколько стыдная — молодые сердца хотят большего от жизни, сожалеют о своем месте в текущем обществе, требуют внимания и репрезентации. Последнее это, безусловно, большая заслуга фронтмена группы Кевина Эбстракта, чьи тексты призваны разнообразить хип-хоп сцену, ещё не так давно отличающуюся крайне негативным отношением к сексуальным меньшинствам.

Музыка коллектива заставляет взглянуть на многие вещи по-другому — начинаешь стремиться к лучшему для себя, подростковая жизнерадостность на фоне довольно мрачных историй из прошлого артистов вдохновляет и напоминает о том, как некоторые вещи принимаются за должное. Во многом музыка Brockhampton вдохновила жизнь и в ресурс, в рамках которых создавалась эта статья — один из первых лонгридов на Deep Cuts проливал свет на этих интернет-бойцов, первый разбор куплета в рамках серии Rhymes Like Dimes был посвящен Matt Champion и его тексту на треке HEAT. В наступающем 2018 году, ребятам будет посвящена ещё не одна новость на нашем портале — и это более, чем оправдано.
2
С этого момента всё становится более и более расплывчатым. Целый ряд первоклассных релизов от скромных гениев, которые вполне могут поспорить с самыми громкими именами современности, я решил сократить до трех работ. Выбирать было решено по таким критериям как доступность, популярность и вложенные силы в создание проектов. Если хоть один из этих альбомов успеет произвести впечатление на уже порядком искушенного читателя — мои старания не прошли даром.
Другие важные работы уходящего года:
Лейбл: Multi Alumni
Big K.R.I.T. – 4eva Is a Mighty Long Time
При всём уважении к одному из молодых королей Юга — рэперу из Миссисипи Big K.R.I.T, — я никогда не мог однозначно выделить его из многообразия всех современных артистов. Большая часть его проектов держит марку стабильно хороших, без значительных колебаний в плане качества. Однако данный альбом запускает уровень рэпера прямиком в стратосферу: двойной альбом можно похвалить как за великолепное звучание, так и за представленные на нем идеи.

Известный за свои способности в качестве продюсера, Крит превосходит все ожидания, представляя вниманию слушателя как разносящие и громкие треки на привычных южных битах, так и эпичные аранжировки с участием самых разнообразных музыкальных инструментов; всё это при участии других видных деятелей южной музыки. Первый диск, в котором внимание уделяется хип-хоп амплуа исполнителя Big K.R.I.T., идеально гармонирует со вторым диском, названным настоящим именем артиста. Южное бравадо Крита сменяется беспокойством Джастина Скотта за своих близких, за родной Миссисипи и за своё наследие.

Известный музыкальный критик описывал 4eva Is a Mighty Long Time как альбом, «по прослушиваю которого хочется стать лучшим человеком, чем ты есть». Прекрасное описание ощущений, испытываемых на последних секундах финального трека. В это же самое время, не покидает мысль о том, как круто будет опробовать альбом на продвинутой звуковой системе.
Лейбл: FAT BEATS
Your Old Droog – Packs
Бруклинский андерграунд исполнитель Your Old Droog широко известен в весьма узких кругах — достойный представитель нью-йоркского хип-хопа, держащий марку, оставленную его многочисленными предшественниками. Очевидное влияние отцов жанра становится особенно заметным на дебютном альбоме исполнителя Packs. На первом же треке проекта можно услышать сэмпл, знакомый многим по работам Madlib, голос исполнителя, сделавший его особенно популярным, необыкновенно похож на голос Насира Джонса, а манера читки местами явно отсылает к флоу главного вдохновителя артиста — MF DOOM.

Аутентичные и уморительные истории рэпера, хлесткие тексты (Трек Grandma Hips содержит мой любимый куплет вообще всего 2017 года), ряд гостей самых разных калибров и возрастов (Heems, Danny Brown, Wiki), классический продакшен — нынешний год порадовал внушительным числом восхитительных альбомов от андерграундных рэп-исполнителей, однако за YOD хочется поболеть в особенности.
Лейбл: Atlantic Recording Corporation
Action Bronson – Blue Chips 7000
25 числа августа этого года — дата, на которую пришлось невероятное количество новых релизов от исполнителей всех сортов и звучаний. Подавляющее большинство из них, по совпадению, относится к начальным этапам карьер молодых исполнителей. Для гиганта из Квинса Экшена Бронсона работа была отнюдь не пробой пера — первый альбом со времен дебютного Mr. Wonderful продолжает серию совместных проектов Экшена и продюсера Party Supplies. И хотя на данном проекте продюсер отсутствует, альбом получился таким же бойким и веселым, как и предыдущие части: тематика практически не изменилась, однако необычные идеи до сих пор присутствуют — взять к примеру трек La Luna, на котором рэпер исполняет куплет под мелодию ожидания во время вызова такси.

Big Body Bes стреляет уморительными бандитскими белыми стихами, продакшен по-прежнему полон фанковых и роковых мотивов, а Экшен сравнивает себя с Джимми Пейджем и Led Zeppelin и живет припеваючи.
Лейбл: XL Recordings
Wiki – No Mountains in Manhattan
Wiki, известный также как Патрик Моралес – нью-йоркский хип-хоп исполнитель, активный деятель и большой энтузиаст во всем, что связано с культурой своей музыки и своего города. Многим он будет знаком по проекту Ratking, наделавшему немало шума ещё в 2014 году, а также появлениям на альбомах таких исполнителей как Earl Sweatshirt и дуэта Run The Jewels. Свой свежий альбом Патрик посвящает тому, с чем знаком лучше всего — историям о жизни в Нью-Йорке и всем вытекающим из этого последствиям.

Кто бы мог подумать, что с этой скромной и простой идеей можно создать настолько потрясающую работу. Всё на этом альбоме кричит о любви Wiki к месту, где он живет, и к людям, с которыми его сводит судьба. Главная идея альбома представлена в первом же треке и элементарна, как и сам исполнитель. На вопрос о том, какие вещи он любит, он оглашает продолжительный список маленьких радостей жизни. Список заканчивается горами. Но какие же горы могут быть в Манхэттене? Ответ на вопрос обязательно прозвучит, но только после того подробного экскурса в темное сердце города.

Разношерстность исполнителя и его окружения демонстрируется через звучание альбома: некоторые композиции походят на самую натуральную музыку джунглей — в данном случае каменных, — другие отличаются жизнерадостностью и звучат почти как гимны. Заунывные и глухие мотивы стоят в одной паре с практически индустриальными битами, широчайший спектр сэмплов, потрясающие гостевые вокалы и приглашенные артисты-выходцы Нью-Йорка, но главная звезда — это протагонист.

Каждый трек похож на натуральную мантру, скорость подачи и артикуляция исполнителя, мягко говоря, впечатляют. Однако цимес заключается в том, что исходит это из самого сердца: сырая радость, страсть и энергия Wiki, посвящающего трек за треком так любимому ему городу, создают звук, уникальный даже для уже уникально звучащих рэперов альтернативных жанров и многочисленных андерграунд исполнителей. Там, где у кого-то можно услышать влияние различных музыкантов, у Wiki можно увидеть влияние чего-то гораздо большего, влияние своего собственного мира на самого себя. Мира, который автор создал, основываясь на всё том же Нью-Йорке.

Сытные тексты и невообразимое звуковое сопровождение создают настоящее кино для ушей. Только кино это не летний блокбастер, а снятое на камеру телефона видео, которое потом показываешь своим друзьям в попытках развеселить и вспомнить момент. Жизнь в Нью-Йорке сложна, и самому Патрику это известно не понаслышке, ведь живет он отнюдь не как рок-звезда. Удивительное противоречие вдохновляет на любовь не только к далекому мегаполису, но и к месту, в котором сам живешь — наверное, в каждом городе можно встретить своего Вики, а может и стать им самому.
1
Автор: @mineralchrist
Оформление и верстка: Владимир Дубань
Редактор: Всеволод Кисляков, Виталий Стрекаловских, Владимир Дубань