UK HIP HOP HISTORY
pt. 1
Американский хип-хоп экспортировали в Великобританию в конце 70-х — начале 80-х. Жанр развивался параллельно с панк-роком, в никак не соприкасающихся мирах. Мы зафиксируем историю британской сцены со времен становления до сегодняшнего дня поэтапно, заглянем в самые дальние уголки:
Этапы:

  1. Ранние годы (1979-1985)
  2. Недолговечный рассвет (1985-1990)
  3. Забытье (1990-1995)
  4. Ренессанс (1995-2002)
  5. Упадок (2002-2007)
  6. Новейшее время (2007-2018)
Ранние годы (1979-1985)
Серьезных фактических данных об этом периоде времени не сохранилось. Интернет хранит отрывочные свидетельства очевидцев, личные воспоминания, на которые нельзя положиться на 100%, но за неимением альтернативы работаем с тем что есть.

Становление сцены началось с того, что запись американского коллектива Sugarhill Gang «Rappers Delight» достигла третьего места в британском чарте синглов в 1979 году, собрав первых почитателей зарождающегося жанра. Хип-хоп просочился в Англию по разноплановым каналам, включая национальные радиошоу, местные пиратские станции, а также микстейпы и винил прямиком из Нью-Йорка.
Вскоре после «Rappers Delight» американцы Grandmaster Flash & The Furious Five выпустили «Message», а Afrika Bambaataa гимн целой эпохи — «Planet Rock». Хип-хоп приземлился на вертушки ценителей хорошей музыки, создав вокруг небывалый пузырь. Британия созрела для новшеств. Это происходило в конце зимы, на фоне недовольства победой консерваторов во главе с Маргарет Тэтчер. Молодежь в маленьких городишках и в крупных мегаполисах искала выход для недовольства. Когда американский фильм о хип-хопе Wild Style (1983) и документальный фильм Beat Street (1984) о культуре граффити достигли Британии, эти нововведения быстро легли на благодатную почву.
Как и в США, начало британской сцены было положено на живых шоу и вечеринках, без серьезных и глобальных планов развития. Появляются локальные граффити и брейк-данс движения, ди-джеи ставят пластинки, а MC читают под них вживую. Британский хип-хоп с первого дня стал межрасовым, в отличие от США. Этот факт связан с тем, что различные этнические группы в Великобритании, как правило, не живут в изолированных районах — молодежь легко налаживает культурный обмен.

Перекрестное опыление культур развило сообщество, пропитанное страстью к музыке. Выходцы из стран Карибского бассейна изменили быт Королевства, и в начале 60-х оставили след в знаковых субкультурах. Влияние затронуло в модов, скинхедов и даже панк-культуру. Британский хип-хоп создавался под влиянием даба и тостинга, который в Королевство привезли ямайских мигранты. Саундсистемы и их интеграция позволили энтузиастам едва зарождающегося хип-хоп движения выйти в массы, давая мощные, синкопированные басовые ритмы, которые легко довести до самых отдаленных мест — так саундсистемы стали предтечей клубного звука. В отличии от американской молодежи на юных британцев влиял соул и фанк, глубоко укорененные в обществе.

Первый британский хип-хоп релиз на пластинке — трек «Christmas Rapping» исполнителя Dizzy Heights, выпущенный на Polydor в 1982, и, по другим данным, «London Bridge Is Falling Down» от Newtrament от лейбла Jive records в 1983. DJ Newtrament и группа Krew наводят шум вокруг себя, забомбив стены, вокзалы и поезда по всему Западному Лондону с 1981 по 1984 год логотипами KREW и B52.
Первые записи из Великобритании, которые хип-хоп хэды приняли на все 100 — «Duck Rock» и «Buffalo Gals» от Malcolm McClaren, а также «Beat Box» от Art of Noise 1983 года. Первыми британцами, попавшими в ротацию на крупные радиостанции, стали Adam Ant, Джордж Майкл в составе группы Wham и Captain Sensible. Эти артисты использовали волну популярности и грамотно интерпретировали новый стиль, а не помогали его создавать, но зато проложили путь для будущих поколений.
Формировались первые группы, смотревшие в сторону взрывающейся в Америке Новой Волны артистов, таких, как Run DMC, Kings of Pressure и Boogie Down Productions. Пришло время для Великобритании показать себя. На этом этапе нужно поблагодарить лейбл Street Sounds Record, который выпустил хип-хоп компиляции «Electro» в 1983 и 1984 годах. Звук улиц сыграл ключевую роль в том, чтобы сделать музыку более доступной для массового слушателя.
До этого все телодвижения происходили в андеграунде, вплоть до 84 года, когда несколько записей просочились на рынок. Впервые вышедшие на Electro LP исполнители получили шанс. Трек от команды Broken Glass под названием «Style Of The Street» был выпущен на 12-дюймах на Streetwave, The Rapologists выпустили свой «Kids Rap» / «Party Rap» на виниле под лейблом Billy Boy, также как и уже упоминавшаяся «London Bridge Is Falling Down» от Newtrament.
В 1985 году произошло несколько важных для истории сцены событий. DJ Richie Rich первый раз выступил с «Do not Be Flash» на виниле, вышедшим на лейбле Mancin's Spin Offs. Dizzi Heights из Krew стал первым исполнителем, подписанным на мейджор лейбл. Со своим квартетом Dizzi Heights выпустил «The Gospel! (tell it like it is)» для Parlophone. Диззи набирает бешеную популярность и до сих пор с любовью вспоминается за документальный фильм Electro Rock о хип-хоп культуре в стране, где он снимался. Другие культовые художники, выпустившие записи в 1985 году — команда City Limits Crew, с «Fresher Than Ever». Уже в 80-х лейблы стали замечать растущую сцену, но выступлений на радио и публичности по-прежнему было трудно достичь. Жанр развивался с помощью сарафанного радио и покровительства пиратских станций по всему Королевству. Так, радиостанция Mainstream стала колыбелью для мастодонтов эфира — Дейва Пирса, Тима Вествуда, и Джона Пила.
Новаторским британским экипажем стал Family Quest, который вместе с Mixmasters и Syndicate регулярно играли на Spats в Ковент-Гардене. Команда Family Quest состояла из отличных ребят: Chico MC, Emix, Dirty Harry и Mystery MC. Они получили известность благодаря треку Sleepwalking, выпущенному на лейбле Streetsounds от Morgan Kahn в 1986 году. Среди достижений Family Quest выступление на UK Fresh '86 - более 16 000 человек переполнили «Уэмбли-Арену», чтобы посмотреть на восходящих звезд Afrika Bambaataa и Grandmaster Flash. Также отметим, что Family Quest имели связи с Wild Bunch из Бристоля, которые позже мутировали во всемирно известную Massive Attack.
В первые дни развития хип-хопа в Соединенном Королевстве любой кто читал рэп, крутил пластинки, танцевал или бомбил граффити ответственен за стремительный рост популярности хип-хопа в стране, помог формировать сцену.

В период 1979-1985 происходит укоренение жанровых особенностей, MC и диджеи оттачивают навыки, в перерывах прочесывая магазины в поисках импортных пластинок. Магия хип-хопа чрезвычайно привлекательна и заразительна, вскоре узнаваемый бит играл в клубах, на улицах и в школьных дворах. Жанр постоянно развивался, прошел через эмбриональную стадию и стал самостоятельной формой искусства, спрутом проникнув в жизни энтузиастов.

В следующем материале мы рассмотрим период с 1985 по 1990, когда в Британском хип-хопе произошло множество интереснейших изменений.