ОТ ПОСТ-ПАНКА
К BAUHAUS

В 1978 году, в пиковый для пост-панка момент, начали образовываться новые течения. Еще не вышла каноничная пластинка Unknown Pleasures, но концерты, пропитанные атмосферой отчаяния и социальной депрессии 70-х уже во всю проходили на родине Елизаветы II и индийского чая. Тогдашний пост-панк был жесток и восприимчив к переменам. Яркий тому пример – первый мини-альбом коллектива Joy Division An Ideal For Living, где отчетливо виден процесс плавной метаморфозы панка в пост-панк. Во время формирования жанровых границ появились Bauhaus.
ВОБРАВ В СЕБЯ МЕХАНИКИ
ПОСТ-ПАНКА,
BAUHAUS НАЧАЛИ ИГРАТЬ ЖАНР ГОРАЗДО ТЯЖЕЛЕЕ
Коллектив образовался на руинах группы гитариста Дэниэла Эша, бас-гитариста Дэвида Джея и ударника Кевина Хаскинса, в которую по инициативе Эша был приглашен его школьный друг Питер Мёрфи. Мёрфи ранее никогда не занимался музыкой, но все-таки принял предложение друга. Первый концерт группа отыграла 31 декабря 1978 года, а новый коллектив получил название Bauhaus 1919. Коллектив был назван в честь немецкого течения в архитектуре начала XX века, но впоследствии год основания основания одноименной школы исчезло из названия. Группа просуществовала до 1983 года, успев выпустить четыре полноформатных альбома. В 1983 году коллектив распался, в связи с этим Питер Мёрфи занялся сольной карьерой, а остальные участники Bauhaus организовали Tones on Tail, позднее появился коллектив Love and Rockets.
Bauhaus считаются основателями готик-рока. Вобрав в себя механики пост-панка, группа стала играть жанр гораздо тяжелее, активно используя средние и низкие частоты гитары. Тенденция прослеживается на первом альбоме группы In The Flat Field в композициях «Dark Entries», «Dive» и «Stigmata Martyr». Стальной и жужжащий звук гитары Дэниэла Эша незамедлительно становится одной из отличительных черт группы. Из всех гитаристов сформировавшийся волны
Эш примечателен своим умением играть разнообразно. Его партии избегали жанровых клише, что довольно редко встречается из-за атмосферной
прямолинейности пост-панка и его образующих.
Bauhaus Live University Of London
1980
Эш умел заставить звучать свою гитару по-разному, но при этом оставаться в одной лодке с остальными участниками коллектива. В композиции «Dark Entries» слышны отсылки к хэви-метал-аккордам, а в «Stigmata Martyr» используется характерный для хард-рока рифф. Акустическое арпеджио в «Kingdom's Coming» напоминает классические работы в жанре психоделического рока.

Во всех работах коллектива каждый участник максимально увлеченно выполняет свою работу. Плотный бас в «In The Flat Field» с одноименного альбома или «She's In Parties», который держит на себе все музыкальные надстройки Bauhaus. Игра Дэвида Джея создает напряженное звучание, которое вкупе с вокалом Мёрфи выходит к готическому ореолу.


Самым колоритный участник коллектива — это Питер Мёрфи. Именно его манера исполнения вносит последние штрихи в стилистику Bauhaus. Вокал Мёрфи делает музыку коллектива черной. Его эмоциональный баритон не вводит в транс, не уносит его за пределы композиции, а наоборот заставляет убедиться в реальности происходящего. Шокирует не только манера исполнения Мёрфи, но и его поведение на сцене в период начала карьеры группы. Питер устраивал на сцене полноценные театральные представления, не всегда адекватные, но вполне соответствующие раннему звучанию группы: агрессивные, дерзкие и вызывающие. На более поздних концертах Мёрфи выступал в пиджаке и брюках, становясь антиподом панка.

По мере взросления, коллектив отдавал предпочтение более композиционно сложной и менее тяжелой музыке, чем на ранних этапах. Несмотря на это, фирменный гитарный перегруз и резкая аккордная игра все же встречаются на двух последних. На треках «In the Night», «Burning From The Inside», «Third Uncle» отчётливо слышен этот переход. Однако поздние композиции «Spirit», «Slice Of Life», «Hope» имеют мало общего с ранним творчеством коллектива. Последняя, в частности, представляет собой поп-рок-балладу. В сольном творчестве Питер Мёрфи редко возвращался к готик-року, собственно, как и его бывшие коллеги, образовавшие через два года после распада Bauhaus новую группу.


BAUHAUS ПРИВНЕСЛИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ И ТЕХНИЧЕСКИЙ БАГАЖ ПОСТ-ПАНКА В ПОП-КУЛЬТУРУ
Bauhaus одними из первых показали красоту перевоплощения пост-панка, возможность его развития в более сложную, композиционно богатую музыку. Распавшись, Bauhaus привнесли методологический и технический багаж пост-панка в поп-культуру (что делали потом The Cure, например), избавившись от юношеской претенциозности и агрессии. Несмотря на то, что группа просуществовала небольшой промежуток времени, она внесла весомый вклад в эволюцию пост-панка и всей независимой музыки Великобритании 80-х годов.


Текст: Никита Фоминых
Оформление: Элла Довнар
Верстка: Владимир Дубань