Bape
и хип-хоп:
история
любви
Содержание:
Когда речь заходит об одежде, символизирующей хип-хоп, на ум приходит целый ряд примеров. Разноцветные свитеры Coogi, спортивные куртки Starter, белые Adidas на липучках и лоу-топы Air Force 1. Однако мало что может соревноваться в эффектности и также запасть в память, как камуфляжный худи Bape с молнией по всему капюшону.

Хотя Bape далек от месторождения хип-хоп-культуры и зародился в Японии, история и философия бренда как никогда близки к хип-хопу.
В середине нулевых, Pusha T был ключевой фигурой в продвижении бренда в США. Он вспоминает:
Я видел фотографии Бигги Смолза и Beastie Boys, одетых в Bape. Думал тогда: «Я что, не самый первый?»

Бренд полон хип-хоп-энергетики. Камуфляж Bape похож на граффити.
Память
Pusha T
Pusha T и No Malice, 2002 год. Фото: Pitchfork
Pusha T и No Malice выступают с Ab-Liva. Фото: Wikipedia
Notorious B.I.G., 1996 год. Фото: D3ADSTOCK AVE
Beastie Boys, 2004 год. Фото: Bape Archives
Канье Уэст в магазине Bape. США. 2005 год. Фото: Bape Archives
Вирджил Абло, креативный директор бренда Louis Vuitton, отвечающий за линию мужской одежды, был одним из первых, кто представил стритвир миру высокой моды. Он сравнивает Bape с хип-хоп-эволюцией:
«Для моего поколения, Bape сравним с Chanel».
Вирджил Абло
Влияние бренда накатывало и отступало, однако сейчас в рэп-тусовке Bape безусловно находится на пике популярности. На «Шоу Джимми Фэллона» рэпер Saba выступал в кроссовках Bapesta. Танцевальный дуэт Ayo & Teo превратил лицевые маски Bape в один из мощнейших трендов последних лет. Во время одного из шоу Playboi Carti кто-то выбросил худи Bape прямо из центра мошпита. Дизайн прошлогодней коллекции весна/лето для бренда создавал Ski Mask the Slump God. Дамиан Лиллард, игрок команды NBA Portland Trail Blazers и начинающий рэпер, выпустил свою линию кроссовок Adidas совместно с Bape в феврале прошлого года. Одним из источников вдохновения для коллекции он назвал Лил Уэйна.
adidas DAME 4 BAPE GREEN CAMO
Империя
Про Bape читает Cardi B на своем мировом хите «Bodak Yellow». О том, как Gunna не снимает с себя Bape, можно услышать на его треке «Sold Out Dates». Bape является центровой фигурой современного ренессанса, появляется на треках Juice WRLD, Trippie Red, Yung Lean и Lil Morty.
Свое 25-летие бренд отмечает концертом BAPE HEADS SHOW. Среди участников числятся Pusha T, Kid Cudi, Big Sean, Wiz Khalifa, и Lil Yachty. На Bape последние деньги тратит PARTYNEXTDOOR в треке «Transparency». Модифицированные виды вооружения Meek Mill хранит в Bape на треке Lil Durk. Благодаря лицевой маске от Bape Lil Uzi Vert не подхватит Эболу на «Run Up». На ремиксе «Freestyle 4» A$AP Ferg провозглашает себя реинкарнацией убитого полицией Трейвона Мартина и рифмует о том, как его худи Bape застегнут до конца, так, что не видно лица. Фирменная эмблема с гориллой и обезьянка-маскот Baby Milo превратили мир хип-хопа в настоящую планету обезьян.
Футболка BAPE HEADS SHOW 2018
Центральная фигура бренда — это Томоаки Нагао, известный под прозвищем Nigo — дизайнер, куратор и музыкант. Именно его любовь к хип-хопу поспособствовала созданию одного из главных продуктов импорта для так ценимой им культуры.

В своем интервью для New York Magazine Ниго со смехом говорит:
«Никогда не понимал, о чем они говорят, но выглядят очень круто».
В погоне за рэп-эстетикой, Ниго стал инноватором не только в Японии, но и в США.
В интервью для Complex A$AP Rocky говорил в том числе и про его влияние:
«Для хип-хопа, Ниго важен также, как Slick Rick, Канье Уэст и Фаррелл».
На десятилетии Bape, отмечавшемся в Нью-Йорке, Верджил Абло рассказал MTV:
«Bape вбирает в себя культуру молодежи, эстетику японского стритвира и американский хип-хоп. Для людей моего возраста — это символ становления».
Япония
Nigo
Невозможно представить себе Ниго без его ментора — Хироси Фудзивары. Именно он был одним из первых послов хип-хопа в Японию. Фудзивара был MC, занимался брейк-дансом, диджеингом. В 1987 году он выступал на разогреве Beastie Boys на их первом концерте в Токио. Фудзивара также является основателем одного из первых японских рэп-лейблов. Говорят, что именно он когда-то привез первые хип-хоп-пластинки на территорию Японии. В 1986 году он стал первым японцем-участником International Stüssy Tribe, а уже в 1990 основал первый японский стритвир-бренд Goodenough.
Editorial image from CUTiE magazine in Japan, 1990 All images courtesy Stüssy. Фото: Grailed.
Ниго начинал как ассистент Фудзивары. В 1993 ментор Ниго дает добро на открытие его собственного магазина стритвир-одежды. Так, в квартале Харадзюку они открывают магазин под названием Nowhere. Изначально Ниго пытался торговать импортными стритвир-брендами. Однако затем он обратил внимание на одного из совладельцев Nowhere, Джуна Такахаси, основавшего собственный панк-бренд Undercover и обретшего невероятную популярность. Undercover продавался буквально в другом углу магазина. Тогда Ниго решил во что бы то ни стало запустить собственную линию одежды.
Магазин Nowhere. Токио, 1993 год. Фото: Grailed.
Первый концепт для Ниго разработал один из последователей Фудзивары — графический дизайнер Шиничиро Накамура по прозвищу Sk8thing. Источником вдохновения для Накамуры послужил пятичасовой марафон фильмов «Планета Обезьян». Человекоподобное лицо обезьяны стало логотипом бренда, а в качестве имени использовалась строчка из японского комикса: «Bathing Ape in Lukewater (орфография сохранена)». Ниго сократил название до A Bathing Ape.
Хироси Фудзивара
Шиничиро Накамура. Фото: Grailed.
Участники группы Scha Dara Parr на открытии тура рэпера De La Soul.
С самого начала A Bathing Ape начали сотрудничать с медленно, но верно растущей японской инди-рэп сценой. В книге Ametora: How Japan Saved American Style рассказывается, как японская группа Scha Dara Parr начинала выходить на другой рынок, а в то же самое время Ниго готовил для них соответствующие образы. Когда хит «DA.YO.NE» группы East End X Yuri набрал первый миллион проданных копий, Юри Ичи, девушка-рэпер из East End, вовсю ходила в шортах и куртках Bape.
Бренд создавал одежду и для продюсера Cornelius, также позаимствовавшего свое имя из «Планеты Обезьян». В 1995 году Ниго занимался дизайном футболок для его турне. Глобализация Bape ознаменовала для дизайнера новый этап в его отношениях с американской хип-хоп-культурой. В результате Ниго свели с главным продюсером того времени, Фарреллом Уильямсом, а медиатором в сотрудничестве выступал знакомый обоим Джейкоб Арабо. Среди рэперов он был известен как ювелир Jacob the Jeweler.
Упаковка кассеты фильма «Планета Обезьян», 1985 год.
Обложка японского издания CD сингла ね («Это») группы EAST END×YURI, 1995 год. Фото: Amazon JP.
Pusha T вспоминает:
«Ниго был диджеем, занимался продюсированием, поэтому очень любил эдакое Стар Трек-звучание, в общем то, на что походил наш звук в начале работы с Фарреллом. Были мы однажды у Джейкоба дома, и он рассказал нам про одного японца. Якобы, когда с ним встречаешься он скупает все драгоценности, что ему приносишь».
Вскоре мы договорились встретиться, и Фаррелл сразу нашел с Ниго общий язык. И хотя общение проходило через переводчика, говорили они фактически на одном языке. Оба разбирались в одежде и оба предвосхищали будущий роман хип-хопа и индустрии моды.
Pusha T продолжает:
«Сначала Фаррелл сам летал к Ниго в Японию. Потом он вернулся — а жили мы тогда вместе. Сразу после этого нам начали приходить посылки с вещами. Невероятное количество обуви, худи, ковров всех размеров, полотенец. Это было невероятно круто. Помню однажды я примерял кроссовки Bape, а кто-то из моих корешей говорит:
Что это ещё за фейковые Найки?!
...с тех пор нас все знали как парней в фейковых Найках».
Дуэт Clipse, 2005 год.
Patent Leather Bapesta, 2002 год.
2001 Anniversary Soup Can Tee.
Вселенная
Вскоре, парни с фейковыми Найками превратились в парней с самой эксклюзивной обувью в округе. Дуэт Pusha T и его брата (No) Malice под названием Clipse сделал Bape ключевым элементом образа, в частности потому что бренд быстро привлекал внимание. Однако для Pusha T наиболее интересным была философия самого Nigo. По воспоминаниям Pusha T:
«Помню, я летал в Японию на десятилетие Bape. Только тогда я осознал, что это не просто бренд. Это целый мир. Цвета Bape можно было увидеть на Роллс-Ройсах. Всюду стояли кафе Bape. А самое важное, что всё это принадлежало Ниго, и всё это было про Ниго и про тех, кто создавал с ним бренд, кто был рядом. Все они работали вместе».
Ultimate BAPE Living Room. Фото: Stock X.
Мини-империя Nigo была настоящим хип-хопом. Bape курировали только избранные, но при этом каждому посвященному были рады как своему. Бренд брал вдохновение из самых разнообразных источников, но в конце концов всегда возвращался обратно к своему коммьюнити и команде. До сих пор эстетика Bape продолжает находить новых последователей.
Пока работа с крупнейшими американскими рэп-исполнителями продолжалась, Ниго был готов к запуску собственного хип-хоп-коллектива. Группа Teriyaki Boyz из Иокогамы была принята американским хип-хоп-сообществом с распростертыми объятиями; к тому моменту стиль Bape уже занял свое место в рэп-культуре того времени. Дебютный альбом Teriyaki Boyz был выпущен на лейбле Def Jam, а музыку для него создавали легендарные продюсеры жанра: от DJ Premier и Just Blaze до Ad-Rock. Не обошлось и без Фаррелла и его дуэта The Neptunes. В 2009 году Teriyaki Boyz записывали музыку с Канье Уэстом, последний в то время не выходил с верхних строчек чартов. Для Ниго Teriyaki Boyz были «рэп-группой-амбассадором Bape», а также способом реализовать себя в так любимом музыкальном жанре. Группа распространялась по Штатам также активно, как и бренд.
Группа Teriyaki Boyz, 2005 год. Фото: Photobucket.
Обложка дебютного альбома Beef or Chicken.
Глобализация
Участник Teriyaki Boyz по прозвищу Verbal вспоминает:
«В Штатах тогда все носили Bape. Про бренд читали все: от Jay-Z до Лил Уэйна. Посетить шоурум Bape было подобно посещению японской Мекки».
Verbal, 류영기.
Уже тогда стритвир начал интерпретироваться как знак высокой моды, задолго до того, как стиль стал напрямую связан с ней. Неудивительно, что Вирджил Абло говорит о бренде как о революции.
В 2005 году Фаррелл основал стритвир-бренды Billionaire Boys Club и Ice Cream совместно с Nigo. В 2006 году Lil Wayne появился на обложке журнала Vibe в одном из наиболее узнаваемых худи Bape. В 2007, молодой артист Soulja Boy представил видео на свою песню «I Got Me Some Bapes», выложив его на набирающем популярность веб-сайте YouTube. Осенью того же года в лукбуке бренда можно было увидеть Snoop Dogg в качестве одной из моделей. За несколько лет Bape стал неотделим от американской хип-хоп-культуры, в то время как рэп-артисты носили его, тем самым отдавая дань этому смешению и влиянию культур.
Журнал Vibe, 2006 год. Фото: архив пользователя eBay ck.rruiz_79.
В США A Bathing Ape быстро попал на вершину стритвир-брендов и постепенно стал выходить на совершенно новый уровень. Meechy Darko из группы Flatbush Zombies удачно описал скорые изменения на композиции «Bounce»:
«Bape if she hip, Saint Laurent if she bougie».
История бренда продолжается, и по сей день самые различные рэперы упоминают его в своих треках. Future сравнивает себя в одежде Bape с королем на «7am Freestyle». 21 Savage отсылает к Supreme в композиции «break da law», однако тут же заявляет о преданности одежде Bape. На «Takin' Shots» Post Malone припоминает свою сумку и логотип с гориллой на ней. A Bathing Ape существует уже так давно, что становится старше нынешнего поколения музыкантов, говорящих про бренд.

Pusha T указывает на новый расцвет бренда как доказательство того, что он уже стал краеугольным камнем современной рэп-культуры. Молодые рэперы покупают Bape, но только когда приходит время. Это их своеобразный обряд инициации.
«Вы говорите про лучшего. Говорите со мной так, как нужно говорить с лучшим. Плевать я хотел на Clipse. Они записали трек про нас только чтобы попиариться. Кто вообще такой Фаррелл? Вы реально его уважаете? Он носил Bape и это выглядело нелепо. Когда я надел Bape — это выглядело круто».
Pusha T говорит, что Bape не был причиной конфликта с Уэйном, и что ситуацию вынули из контекста, однако признаёт роль ссоры в формировании имиджа Bape в Америке.
Дуэт Clipse, 2002 год. Фото: massappeal.tumblr.com.
Tyler, the Creator. 2011 год. Фото: hipsters-are-fags.tumblr.com
Young Jeezy. 2005 год. Фото: Complex.
Drake. 2015 год. Фото: wordonroad.net
Многие прослеживают связь Bape с мнимыми обидами и даже кровной враждой Pusha T сначала с Lil Wayne, а впоследствии и с Дрейком, в 2018 году. После того, как Уэйн снялся для обложки Vibe, в одном из интервью Pusha T спросили о диссе, чьей целью, предположительно, являлся сам Уэйн. На треке Clipse «Mr. Me Too» последнему якобы приписывалась кража имиджа. Ответ для Clipse не заставил себя ждать:
Bape и Supreme — два бренда уличной одежды, которые часто упоминаются вместе на рэп-треках последних лет. Безусловно, Supreme до сих пор остается впереди. Тем не менее, именно Bape заложил основу для текущей модели лимитированных показов и эксклюзивности. В 2016 «анти-агитатор Supreme», некий YM Bape the Supreme Bully, бегал по Нью-Йорку и избивал фанатов Supreme во имя Купающейся Обезьяны. В каком-то смысле, его действия являются не очевидной метафорой на тему места двух брендов в легенде хип-хопа.
«Он громкий, яркий, отвязный. Bape представляет один из самых знаменитых образов в хип-хопе»,
— говорит Pusha T.
«Не думаю, что какой-либо еще бренд ассоциируется с хип-хоп-культурой сильнее, чем Bape».
Бренд стал ярким срезом рэпа XXI века. Наконец, он является ярчайшим представлением рэп-музыки как «мирового средства коммуникации», способного направлять свой посыл кому угодно. Для хип-хопа это одно из наивысших достижений, поскольку Bape демонстрирует то, как можно оказать влияние на иностранную культуру, и делать это задолго до распространения широкополосного интернет-доступа. Те же, кто испытал это влияние, позже вернули долг сполна.
Футболка из коллаборации Supreme x Bape 2000 года. Цена: $4500. Фото: dariodantonio.
YM Bape, 2016 год. Фото: Twitter.
Владимир Дубань
Верстка, оформление
Марк Мухин
Материалы
Всеволод Кисляков
Редактура
Борис Агеев
Перевод
Виталий Стрекаловских
Корректор
Над материалом работали:
DEEP CUTS
2019
Оригинальный материал:
Pitchfork
Автор: Шелдон Пирс
Использованные материалы:
Pitchfork
Complex
YouTube
Twitter
eBay
Tumblr
D3ADSTOCK AVE
Bape Archives
Grailed
Bape
Stock X
Amazon
Wordonroad
Photobucket
Das Malefitz
Перевод
Полезное
Подпишись
© 2019 DEEP CUTS
BE READY