Синекдоха Монток: «музыкальная терапия» и семья
интервью
Катя Матвеева
27 октября 2020
«Жили мы на Савеловской, это очень, мне кажется, повлияло на мое представление о мире. И вокзал, и центр; центр, а с другой стороны окраина».
Синекдоха Монток — проект московского музыканта Саввы Розанова. Творчество артиста органично делится на две части: коммерческую и ту, что для души, за которую и отвечает Синекдоха.
Мы застали Савву в момент записи коллаборативной работы. Он поделился деталями будущих релизов, рассказал о «музыкальной терапии» и своей семье:
Твоя музыка стала появляться в фильмах. Ты видишь это как один проект Синекдоха Монток или как отдельную часть своего творческого процесса?
Воспринимаю и вижу это, как отдельную историю. Киномузыка вообще для меня — одна из самых больших моих любовий за последние два года. Стремлюсь искать как можно больше работы, связанной с киномузыкой. Это коллаборационные работы режиссера, композитора, может, сценариста, которые работают над какой-то сценой. В общем это всегда поддерживающая история. Поэтому киномузыка достаточно командная игра, нежели чем просто занятие своим творчеством.
Ты часто говоришь про терапевтическую функцию твоей музыки. Откуда такое желание «лечить» людей через искусство?
Я смею предположить, что такие теги, как «терапия», «психология» идут не от материала, а от того, как проходят концерты. Это облако тэгов появилось после n-ого количества сыгранных мероприятий, где люди испытывали это ощущение терапии (смеется), нежели музыкального представления. Мне это очень понравилось, и я подумал, если это так работает, пусть оно и называется тем, чем оно является. В этом, конечно, есть доля лукавства и позы: я не врач и не психолог. Но если люди находят в этом какие-то лечебные свойства, пусть это будет так.
01
03
Ты очень редко приглашаешь к себе на треки других артистов в качестве вокалистов. Планируешь новые коллаборации в будущем? Насколько тебе важно оставаться монологичным?
Наверно, сама форма фита или коллаборации предполагает вмешательство в творческие процессы друг друга. У меня такая практика присутствует, но не всегда она мне комфортна. Это связано именно с процессами. Ни с Лизой Громовой, ни с Ильей Мазо, которые выступали у меня на фитах, не производилось совместного творческого процесса, всегда было что-то готовое либо с моей стороны, либо с их, что клалось в итоговый вариант. То есть я это не могу назвать коллаборацией в полном смысле этого слова.
Однако в данный момент я нахожусь в отеле «Рихтер», здесь есть музыкальная резиденция, где мы прямо сейчас пытаемся сделать что-то необычное, что-то вне Синекдохи с Пашей Артемьевым из проекта Artemiev. Это моя первая такая осознанная коллаборация, когда ни я, ни он не пытаемся делать что-то свое, а просто ловим какой-то поток и придумываем самое нетипичное, самое нелогичное, что мы могли бы делать. И у нас получается какой-то деконструктивный транс, местами даже может быть хип-хоп, завуалированный под поп немножко.
02
Параллельно Синекдохи Монток ты занимаешься коммерческой деятельностью — пишешь музыку на заказ. Это взаимопроникающие сферы? Бывает такое, что наработки для клиента попадают в проект и наоборот?
Если говорить про проникновение какой-то коммерческой нотки в свою музыку и обратно: я это просто очень четко разделяю. Из-за такого большого количества работы вкус как-то не позволяет продающиеся ходы использовать в своей музыке. У меня в голове это все-таки четко разделено на две полки.
04
«И эта логистика пока не нарушена, прекрасно понимаю, где моя музыка, где музыка под заказ»
И надеюсь, это и будет так дальше продолжаться, потому что если это в один момент перемешается, у меня пропадут мои вкусовые рецепторы. Я начну делать не то, что хочу и буду ориентироваться на представления какого-то эфемерного клиента. А это уже, по-моему, последняя остановка для музыканта.
«Мне очень нравится, когда коллаборация происходит не так, как ты ее планируешь»
В твоем творчестве высвечиваются очень многие личные темы, в том числе твоя семья. Можешь немного рассказать про нее? В той степени, что считаешь комфортным.
Да, конечно. Я сын художника и драматурга. Мать была драматургом, матери уже, к сожалению, нет. А отец художник. Я рос с сестрой родной, мы двойняшки. Ее зовут Евгения Розанова, она актриса. Всю жизнь я прожил в Москве, хотя мать, например, от черта лысого: с Комсомольска-на-Амуре.
Жили мы на Савеловской, это очень, мне кажется, повлияло на мое представление о мире. И вокзал, и центр; центр, а с другой стороны окраина.
В августе этого года в Moscow Music School ты провел онлайн-интенсив по сонграйтингу. Тебе важно передавать свой опыт другим?
Дело даже не в передаче опыта. Передача опыта — это не моя история, я не обладаю каким-то «сверхопытом». Музыканту нельзя идентифицировать себя только как преподавателя. Я не отдаю опыт, а, наоборот, пытаюсь заражать какими-то идеями. Сонграйтинг, учитывая, что это такая вещь очень зыбкая, несмотря на то, что очень старая по своей сути: трубадурство и так далее; она каждый раз меняет свои методы, облики, функционалы как таковые. Поэтому здесь приходится немножко крутиться, чтобы выдумывать, как это все подавать и преподавать. Но точно могу сказать, я своим опытом делюсь ровно в половину, все остальное — я пытаюсь заразить людей, чтобы они свой опыт сами развивали.
05
07
Во время карантина вы записали целую серию онлайн-встреч Monoleak Talks, где разобрали то, как музыкальная индустрия реагирует на режим самоизоляции. В какую сторону это тебя развило?
Я выступал скорее в роли говорящей головы. Не знаю, на карантине было не очень много работы музыкальной, но было очень много работы словесной. Я просто представил на время, что я телеведущий и жил в режиме подготовке к этим zoom-съемкам, к подготовке текстов, вопросов. Алина (прим. ред. — менеджер Саввы) мне очень в этом помогла. Не знаю, я очень хочу, чтобы это время не повторялось, потому что все-таки на меня заточение влияет сильно в плохую сторону.
06
«И мне от этого эмоционально даже легче, потому что идентифицирую себя скорее как человека, который может помочь»
«После заточения хочется еще больше заточиться. Были такие рефлексы»
Поэтому такие движения вроде тех же Monoleak Talks хоть как-то помогали, чтобы совсем не сойти с ума.
«Всегда было такое ощущение перепутья»
Ну и семью я бы описал этим же словом. А так, очень люблю свою родню. И да, это часто бывает тематикой для каких-то песен. Но я как будто через эти песни пытаюсь разговаривать не со своей личной родней, а с потусторонней, может быть, с какими-то предками. Тут есть какие-то заморочки, которые порождают зерно творчества, которые мне лично очень близки.

Вообще тематика родословной, того, что мы бесконечные копии друг друга, только с маленькими дефектами, мутациями, это как будто моя история, которую я из песни в песню пытаюсь переносить. Как будто я в этом вижу более глобальный смысл, чем просто бытовое существование семьи. Семья — это какая-то огромная аура над всеми. Как-то так.
Приоткроешь планы по поводу будущего релиза?
На самом деле, у меня сейчас мучительная дилемма, в каком году выпускать. Очень хочется все-таки издаться в постковидную эпоху, но, с другой стороны, материал уже есть, и он может немножко перегореть.

Могу сказать, что общая концепция уже есть, она будет отличаться от предыдущей книжной концепции, где были все эти дневниковые движухи.

Это будет пластинка про дружбу, скорее всего. Про само понятие дружбы. Мы еще затеяли, помимо музыки, интересный сопроводительный материал. Видеоматериал, который дает своего рода деконструкцию того, что будет звучать в песнях.
08
А как в этой вселенной будет устроено время и пространство?
Здесь как раз игра со временем будет происходить не в режиме замедления, как в прошлых частях, а в режиме ускорения. Там были какие-то отсылки к предкам, к прошлому. Здесь, скорее всего, будет постоянное путешествие во времени, то есть к прошлому, настоящему и будущему.

Могу интересный нюанс дать. Рабочее название пластинки — «Музыка для небесной девятки». Тут главное, что когда ты едешь по небесам в этой раздолбайской тачке, тебе уже точно ничего не страшно и, главное, видишь все сверху и можешь за этим всем наблюдать. Время перестает быть чем-то текучем, оно становится какими-то рывками.

А с пространством точно еще не знаю: пока лечу в небе в этой девятке, но на землю точно приземлюсь (смеется)...
09
«Опять же сейчас еще невозможно рассказать все это точно и наверняка, но могу сказать, что я получаю удовольствие от того, как я продумываю каждый шаг этой пластинки»
Мне кажется не интересно делать просто музыку и просто пластинку, всегда хочется сделать из этого какое-то явление, по крайней мере для себя, какой-то артефакт на почве этого создать, чтобы у этого была своя экосистема локальная. Моя мечта как раз через какое-то время придти к одной большой вселенной Синекдохи Монток.
Материалы по теме: