Busdriver
Electricity is on Our Side
Самые величайшие артисты жанра хип-хоп обладают целым рядом схожих качеств. Это носители собственного видения, готовые бороться за своё искусство и творить не смотря ни на что, будь то реакция слушателей, фэнов, критиков или других внешних раздражителей. Такие исполнители многофункциональны: они читают рэп, поют, продюсируют музыку, иногда выходят и за рамки жанра. Любой хип-хоп-фанат сразу назовет не одно имя, ассоциирующееся у него с данным архетипом: от Канье Уэста до Дональда Гловера, от Тупака Шакура до Ghostface Killah. Некоторые имена, однако, вспоминаются не сразу, и всплывают только после первого десятка претендентов. Не всякий из них обладает каждым из этих качеств, и не всеми он владеет в совершенстве. Спустя время, однако, на ум приходит одно имя, которое более чем уверенно владеет всеми вышеперечисленными характеристиками.

Риган Фаркуар, известный под псевдонимом Busdriver, занимается хип-хопом более двадцати лет. Уроженец Лос-Анджелеса стал достойным продолжателем дела легенд западного андерграунда, таких как Freestyle Fellowship, в частности — рэпера Myka 9. Busdriver ответственен за появление самых громких имен альтернативного хип-хопа XXI века: в первую очередь, именно после знакомства с ним начался творческий путь рэпера Open Mike Eagle. Busdriver — это также образец для подражания и близкий друг milo — другой видной фигуры в современном андерграунде. Его влияние на андеграунд можно сравнить разве что с бруклинцем El-P.
Говорить про музыку Басдрайвера можно очень и очень долго: более десятка студийных альбомов, микстейпов, коллабораций и бесчисленных гостевых появлений. Каждый из этих проектов не похож на предыдущий. С самого начала творческого пути Бас известен за свои невероятные эксперименты, как со звучанием и подачей, так и с тематикой: через своё фирменное флоу Бас выдает максимально абстрактные тексты на фоне самых различных музыкальных решений: от джазовых аранжировок до безумных сэмплов и хитрой электроники.

На его альбоме Temporary Forever можно услышать редкий блюз-хоп, работы по типу пластинки Cosmic Cleavage — громоздкие джазовые сэмплы и собственные аранжировки, а более поздние проекты, как Perfect Hair — упрощенный но при этом такой же экспериментальный электронный звук, не теряющий фирменного стиля Фаркуара. Не каждый его проект доступен для восприятия и отнюдь не все эксперименты получают положительный отзыв. Однако свежий альбом от Баса под названием Electricity is on Our Side лучше всего демонстрирует многогранный талант музыканта.
Electricity — самый долгий альбом от Busdriver, включающий в себя 23 трека продолжительностью в полтора часа. Фактически это его magnum opus, на котором каждый аспект музыки артиста достигает своего апогея. Тут сложно выбрать отправной пункт: заглавный трек открывается безумными синтезаторами, сэмплами с хип-хоп джемов, нарезками с интервью и джазовыми вступлениями. Всё это происходит в первые 40 секунд проекта. Флоу Баса превращается в ещё один музыкальный инструмент в его оркестре и идет в такт со звуками трубы, подскакивает, торопится, останавливается и западает. «I'm From a Different Time» — трек «электронного» периода артиста, минималистичный, но уже гораздо более элегантный и энергичный. До 12-секундной интерлюдии «Break» продохнуть артист никому не позволит, но самое интересное то, что даже при такой интенсивности звучит всё происходящее более чем доступно: композиции тут обладают собственным привкусом, ловко сменяют предыдущую, но при этом успешно заседают в памяти и оставляют слушателя лишь дивиться умениям не только Ригана-рэпера, но и Ригана-аранжировщика и продюсера.
Дискография Фаркуара в рамках проекта Busdriver довольно массивна. Более десяти студийных альбомов, три микстейпа, три компиляционных альбома и куча синглов. Ниже представлены шесть самых важных работ для ознакомления с творчеством Ригана.
Perfect Hair
Предыдущий полноформатный релиз от артиста. Почти 50-минутный альбом частично спродюсирован самим Басдрайвером. Это его электронный и один из более «стандартных» хип-хоп релизов. Тут можно услышать как рассуждения Баса об одержимости людей своим образом (отсюда и название пластинки), так и целый ряд таких же необычных гостей, как и он сам: от Open Mike Eagle до Aesop Rock и Danny Brown.
Cosmic Cleavage
Тредий студийный альбом Баса, получасовой концептуальный альбом, центральные идеи которого – неудачи на личном фронте Busdriver и его размышления о противоположном поле и маскулинности. Атмосфера на пластинке напоминает джазовый концерт эдакого Фрэнка Заппы от хип-хопа, где гиперактивное и неостановимое флоу Баса сталкивается с джазовыми аранжировками, сэмплами Дюка Эллингтона и скретчингом.
Temporary Forever
Один из самых известных и признанных проектов музыканта, это набор не только самых известных, но ещё и самых безумных его треков – взять тот же Imaginary Places, где флоу вторит переигранной мелодии Баха, разогнанной до невероятных скоростей. Ещё в самом начале своего пути рэпер показывает необычайные умения, полный контроль и экстраординарное чувство ритма, подстраивая свои шикарные тексты под авангардные джазовые композиции.
RoadKillOvercoat
Необычная пластинка даже для самого Басдрайвера, знаменующая не только первые заигрывания с электронным звуком, но и включащая в себя на удивление много гитарных аранжировок и даже пение артиста. Треки уже не такие экспериментальные, однако по-прежнему техничные и запоминающиеся.
Thumbs
Небольшой микстейп, вышедший в 2015 году. Больше всего Thumbs похож на коллекцию треков периода записи Perfect Hair и является небольшим, приятным и очень доступным релизом, на котором рэпер продолжает работу в очень цепляющем электронном звучании. Совместно с Басом микрофон делят milo, Del The Funky Homosapien и фронтмен clipping., Daveed Diggs.
Fear of a Black Tangent
Ещё одна ранняя работа с хип-хоп звуком, вышедшая вскоре после Cosmic Cleavage. Некоторые треки, особенно открывающий фристайл Yawning Zeitgeist, звучат невероятно актуально, хотя и описывают тренды более чем десятилетней давности, пусть и актуальные до сих пор. Бас рассуждает о хип-хопе, в частности о его инди-сцене, которую некоторые фанаты жанра предпочитают как менее «агрессивную». Биты здесь отстукивают четче всего, а флоу всё такое же завораживающее, как и всегда.
Каждый трек на пластинке был написан одним человеком — непосредственно самим Басом. На первый взгляд невероятный факт становится очевидностью: при всём многообразии звуков и представленных жанров, они умело переходят из одного в другой, образовывая единое целое, имеют единые истоки. Объединяются они в том числе и апофеозным флоу Басдрайвера. Если в начале неподготовленный слушатель посчитает это безумным и бессвязным бормотанием, то очень быстро он поймет, что каждый куплет здесь идеально отмерен и подан. В кажущейся какофонии звуков очень быстро находишь шаблоны, и вот уже к середине проект превращается из абстрактной коллекции музыки в огромный механизм, точный, как швейцарские часы. Вершина Electricity — пятиминутный «Right Before the Miracle» (на который, кстати, ранее вышло ещё и видео), джазовый концерт в середине поэтического слэма, напряженный, невероятно сыгранный, с целым рядом инструментов и пассажей.
Right Before the Miracle
BUSDRIVER
Текстовая часть заряжена здесь так же, как и музыкальная. Может показаться что за бешеным флоу не стоит никакой смысловой нагрузки, но и здесь скептика ждет разочарование. Как и со всеми текстами Busdriver, он провозглашает идеи не напрямую, скрывая свои мысли за рядом метафор, напоминая таких героев андерграунда, как Billy Woods и Aesop Rock. Главная идея альбома выносится в само название, а основную позицию Баса можно услышать на треке с соответствующим названием «This Is My Art and It Is Dangerous». Здесь он заявляет, что умрет, чествуя своё собственное искусство: тема эта поднимается практически постоянно не только на Electricity, но и вообще во всей дискографии музыканта. Через весь проект проносятся ностальгические и меланхоличные нотки. На «Several Friends» можно услышать рассказ Ригана о том, как в электронном шуме у него есть лишь «несколько друзей», в то время как идея эта сопровождается адекватными куплету электронными помехами. На «FUKN» он говорит о том, как социальные проблемы его людей постоянно становятся достоянием общественности и как при этом жизнь афроамериканцев в США не становится от этого лучше. Тематика текстов разнообразна и мотивирует к переслушиванию с целью выловить больше фактов и информации.

Почти все попытки Баса создать противоречивые, но доступные для восприятия треки на протяжении пластинки оказываются успешными. Композиции различны не только музыкально, но и стилистически: тут есть размеренные «Jeane Anthony» и соответствующе названный «Exploding Slowly», есть и быстрый «Improvisers Anthem», где флоу Баса разгоняется до невероятной скорости и не сбивается ни на миг. Альбом закрывается эпичным «Pull the Sky Closer» — в то время как подача в куплете напоминает один старый радиохит One Direction, Бас высокомерно отзывается о современных хип-хоп исполнителях, только и мыслящих что о наркотиках, однако не без доли самоиронии говорит что и сам такой, вот только у него это в крови и неотделимо от него самого. Продюсерский талант музыканта позволяет создать возвышенный электронный опус, успешно закрывающий гигантский проект.
Полуторачасовой альбом редко звучит так собранно и интересно, как Electricity is on Our Side. Впервые Бас становится такой неотъемлемой частью своего проекта, поскольку только он способен заставить бесперебойно работать такую множественную и разнообразную работу. Это противоречивая работа: бесконечная и вдохновленная она при этом звучит завершённо и самодостаточно. Здесь в равной степени представлены как завораживающие и яркие джазовые импровизации, так и минималистичные, электронные зарисовки и более ясные хип-хоп треки.
Альбом становится абсолютной вершиной музыканта Ригана Фаркуара — человека, который готов бороться за своё искусство и творить не смотря ни на что, носителя собственного видения, упертого художника, с нового проекта которого не пропадает аура креативности. Четыре года он готовил проект и более 20 лет он готовился к этому проекту. Там, где его коллега Open Mike Eagle берет лирическим самокопанием, а milo юмором и необычным продакшеном, Busdriver выделяется тем, что не просто объединяет все вышеперечисленное, но ещё и создает из этого нечто по-настоящему прекрасное, а главное своё.

И если сначала слушателя может испугать настолько массивная работа, то стоит лишь начать. Бесконечная креативная энергия в конце концов заряжает не только своего артиста но и любопытного слушателя, для которого остановиться на этом увлекательном полуторачасовом пути уже не получится.
9 / 10
9 / 10
Автор: mineralchrist

Послушать релиз:

Apple Music | Spotify | VK